Наша семья не исключение. После года моих сыновей уже нельзя было обмануть, подсунув им выключенный телефон. Им нужно было нажимать на кнопки, водить пальцем по экрану и видеть результаты своих трудов: слушать музыку, фотографировать или просто менять нужные маме настройки
.JSINCUT1
Ближе к двум они уже знали, как позвонить папе и дедушке по Skype, какой значок обозначает YouTube и как найти нужный мультик. В три старший Ваня получил в подарок от дяди, несмотря на робкие возражения мамы, свой первый планшет. Мой младший брат рос в 90-е, когда компьютеры стали прочно входить в нашу жизнь. Для него естественно читать книги в электронном виде, находить информацию в Интернете, иметь друзей по всему миру, с которыми он общается через соцсети. Было время, когда он часами и ночами просиживал перед компьютером, играя в очередную игрушку. Сейчас он занятой, деловой человек, которому некогда тратить время на детские шалости. И он твердо убежден, что ребенок обязательно должен уметь пользоваться всеми современными гаджетами, иначе он будет неконкурентоспособным в современном высокотехнологичном мире. К тому же запретный плод, как известно, особенно сладок.
Тогда еще трехлетний Ваня моментально оценил все возможности личного планшета:
- Ваня, откуда у тебя эта "стрелялка", ты же пять минут назад буквы учил...
- Буквы закончились... А я тут новую игру установил... Смотри, зомби бежит... дядя стреляет... Тут такой бабах был...
Пришлось жестко пресечь попытки самостоятельного закачивания игр. Установить игру можно только после согласования с мамой или папой, а в случае самодеятельности - несанкционированная игра сразу же удаляется, а вместе с ней еще три первые попавшиеся. Лишившись так пару раз любимых Angry birds, Ваня усвоил, что излишняя самостоятельность наказуема. Теперь он учит этому младшего брата.
Планшет очень выручает нас в дороге или поликлинике: ребенок занят, ведет себя тихо... Редко, но бывает, что дети получают в руки гаджет, чтобы не мешать маме, которой нужно срочно приготовить обед или немного сосредоточится и поработать.
Мультики - это отдельная тема. Мои дети могут часами сидеть перед телевизором или экраном компьютера, забудут даже про еду и сон. Недавно, проснувшись в 3 часа ночи, я обнаружила, что мои голубки сидят рядышком на диване под одним одеялом и... смотрят очередную серию "Маши и медведь". При этом они не забыли прикрыть дверь и включили звук тихо-тихо. Через пять минут они уже лежали в кроватках и старательно посапывали. Пришлось вводить в этом вопросе диктатуру: они смотрят мультики полчаса вечером перед сном, в выходные около часа. Зато они очень любят ходить в гости к дедушкам и бабушкам, потому что там можно смотреть мультики сколько душе угодно.
Врачи, психологи и педагоги в один голос предупреждают о вреде телевизоров, компьютеров и телефонов. Дети мало двигаются и начинают страдать от ожирения. Они часами пялятся в экран и очень рано надевают очки. Виртуальное общение, конечно, может быть полезным, но становится серьезной проблемой, когда дети не могут найти себе друзей в мире реальном.
Но многие современные родители всерьез не понимают, чем занимать маленьких детей без мультиков и компьютерных игр.
- Мы целый день дома... - рассказывает одна знакомая мама. - Сели рисовать, пару рисунков за 10 минут - надоело. Полепили 15 минут. А дальше у нас мультики, потому что маме нужно как минимум приготовить завтрак, сделать заготовки на обед, поставить стирку, убрать на кухне... Дочь играет сама, но в силу возраста часто переключается, а я не готова предлагать новые игры каждые 15-20 минут.
А как же бабушки и дедушки растили наших родителей, а они в свою очередь воспитывали нас без электронной палочки-выручалочки с Wi-Fi? Ведь дело совсем не в мультиках и айфонах. Современные дети должны уметь пользоваться айфоном и ноутбуком, а также стиральной машиной, микроволновкой, музыкальным центром и прочими электротехническими приборами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мои мальчишки с удовольствием помогают мне нажимать на кнопки имеющихся бытовых приборов, внимательно наблюдают, как папа с дедушкой что-нибудь чинят и радуются, когда им доверяют что-то подержать или покрутить.
Старший Ваня, в свои без мелочи 5 лет, уже начинает понимать, что все происходящее на экране компьютера не просто так, что для этого существуют специальные программы, которые умеет писать дедушка. Посмотрев на толстенные книжки по языкам программирования, он с серьезным видом сказал: "Потом почитаю". Скорее всего, кое-что почитает, уж дедушка постарается.
По мере возможности мы с мужем стараемся наполнять жизнь детей разными событиями, делами и впечатлениями. Подготовка старшего к школе очень этому способствует. И часто под вечер они, уставшие, но вроде довольные, укладываются спать, даже не вспомнив о вечернем мультике. И выпив положенный кефир, они просят: "Мама, читай дальше про Чиполлино".
Сколько ребенок может сидеть перед экраном?
Требования ВОЗ:
Младенцы и ранний возраст (0-3 года) - запрет.
Дошкольный возраст (3-7 лет) - до 30 минут в день.
Младший школьный возраст (7-10 лет) - 30-50 минут в день.
Старший школьный возраст (11-18 лет) - 1-3 часа в день.
Физиологические последствия долгого пребывания перед экраном телевизора или компьютера в раннем возрасте:
Недоразвитие корковых отделов мозга.
Нарушение зрения и зрительного восприятия.
Проблемы с крупной и мелкой моторикой.
Нарушение осанки.
Недоразвитие мышечной массы.
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%).
Синдром дефицита внимания.
Гиперактивность и агрессивность.
Несформированность границ своего "я".
Аутизация, нарушения общения.
Татьяна Егорова, педагог-психолог ГУЗ ТО "Центр детской психоневрологии", автор сайта www.detpsycholog.ru:
- Сегодня уже никого не удивишь наличием у ребенка планшета или сотового телефона. А дома - компьютера и телевизора. Часто электронные гаджеты становятся в буквальном смысле "второй няней" для малыша с раннего возраста. Чтобы занять кроху - родители дают "на растерзание" какой-нибудь старенький айфончик. Мол, пусть играет и тешится, и ему польза, пусть развивается! И маме - передышка минимум на полчасика.
У родителей деток с трех лет и постарше планшет или телевизор становятся постоянной палочкой-выручалочкой. Пока мама занята домашними делами или отдыхает - ребенок с удовольствием смотрит мультики, загружает себе бесконечные игры в зависимости от своих предпочтений.
У мальчиков - это бесконечные гонки, стрелялки, загадочные лабиринты, различные игры на смекалку, строительство зданий, сборка машин... У девочек - подбор разнообразных украшений, причесок, одежды для принцев и принцесс, игра в стоматолога, хирурга...
Любимыми для многих детей являются "Говорящий Том" и "Говорящая Кошка Анжела", игра в ферму, выращивание разнообразных питомцев. Дети вступают в интерактивное взаимодействие с электронными питомцами: разговаривают с ними, поют им песенки, с восторгом слушают их ответное бормотанье, гладят, кормят, укладывают спать, устраивают гигиенические процедуры.
Сила притягательности электронных игрушек - в кажущейся развивающей среде, в которой от ребенка необходимо, чтобы тот приложил минимум усилий (как физических, так и интеллектуальных), остальное за него сделает умная компьютерная программа с красочной графикой и спецэффектами.
Насколько это полезно для развития? Игрушка для ребенка в самом чистом виде - это предмет, с помощью которого ребенок учится познавать мир во всем его многообразии, благодаря своим органам чувств.
Из психологии известно, что игра у детей проходит несколько стадий. Все начинается с манипулятивной деятельности. Кроха знакомится с объектным миром. Он вертит игрушку, воспринимая ее всеми органами чувств: ее можно понюхать, потрясти, кинуть, попробовать на вкус, ощутить руками ее текстуру, уловить ее величину, форму, цвет, тяжесть, услышать ее звучание и таким образом малыш постигает на своем опыте все ее физические параметры.
Так развивается сенсорное и моторное восприятие, память, мышление, двигательная, эмоциональная сфера и другие важнейшие психические процессы.
Не зря игрушки для деток раннего возраста и в старшем дошкольном - сильно различаются.
А теперь вопрос. Может ли электронная игрушка предложить малышу полноценное сенсорное и моторное развитие? Можно ли такую игру пощупать, осязать, почувствовать ее вес, форму в трехмерном изображении? Физически смоделировать ситуацию? Проиграть сюжет, не навязанный компьютерной программой? Перенести из своего детского опыта пережитую ранее ситуацию в игру? Воплотить свой замысел?
Увы, нет. И ребенок остается сильно ограниченным в своем познании. У кого-то плохо развита моторика, как мелкая, так и крупная, кто-то не в состоянии правильно назвать цвета предметов, кто-то не догадывается собрать пирамидку, ориентируясь на величину колец, а кто-то не может выстроить простейшую последовательность элементов, например, геометрических фигур. И таких примеров из моей практики психолога, к сожалению, встречаются часто.
Становясь старше, дети испытывают недостаток в замысле и воплощении, они не умеют проигрывать разнообразные социальные роли, так как многие электронные игры дают лишь готовый сюжет.
Значит ли это, что планшет - зло? Тоже нет. Если ваш кроха полноценно взаимодействует с реальными игрушками, ему интересно с ними и у него прослеживаются все этапы психологического развития игры - вам можно не беспокоиться. Такому ребенку планшет не будет помехой его общему развитию с учетом строго дозированного времени на компьютерную игрушку.
Но если электронный гаджет является основным в жизни ребенка - это значит, родители где-то ошиблись с границами и пора бить тревогу, спасать "планшетного наркомана" от "компьютерной иглы".
Как отмечают врачи, современные дети без проблем осваивают планшеты, компьютеры и любую другую технику чуть ли не с самого рождения. Проблема состоит еще и в том, что большинство родителей только потакают своим чадам в этом. В результате, уже в 10 - 11 лет (а иногда и раньше) ребенок становится зависимым от игр и мобильных устройств и решить проблему без медицинской помощи практически невозможно.