Суть в том, что когда наступает пора составлять графики отпусков, в трудовых коллективах начинаются конфликты. Работники с детьми, особенно школьного возраста, просят дать отпуск летом, а бездетные возмущаются: а мы что, рыжие, постоянно ходить в отпуск зимой?! Дошло даже до того, что в прошлом году две незамужние женщины из Магаданской области обратились в Верховный Суд с требованием отменить "дискриминацию" по семейному признаку. А "дискриминация", оказывается, была заложена еще в 1981 году постановлением ЦК КПСС и Советом министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей". В нем, в частности, говорится, что работницы, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет, имеют первоочередное право на ежегодный отпуск в летнее или другое удобное для них время.
Верховный Суд жалобщицам отказал, сославшись на то, что эта норма, действующая и поныне, не противоречит современному законодательству. Нынешний Трудовой кодекс предусматривает, что отдельным категориям работников (а работающие женщины с маленькими детьми к таковым относятся) ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Казалось бы, точка поставлена. Но в минтруде решили: чтобы не возникало впредь подобных конфликтов, необходимо в Трудовом кодексе четко прописать право работающих матерей на приоритет в отпускном вопросе. И не только матерей, но и отцов.
Конечно, наши власти могли бы пойти чуть дальше в деле поддержки семей с детьми. Например, в некоторых странах Европы работающим родителям (и женщинам, и мужчинам, причем в полных семьях) дают несколько дней дополнительного оплачиваемого отпуска сверх того, что имеют бездетные работники. Кроме того, им на один час сокращается рабочая неделя для того, чтобы побольше побыть с детьми, решить какие-то семейные вопросы. Например, такая практика давно существует в Швеции. Будем надеяться, что и мы когда-нибудь до этого дорастем.
Впрочем, у нас грядут и другие добрые перемены. Их сформулировал минтруд совместно с Общероссийским народным фронтом, Общественной палатой и другими экспертами и ведомствами. Подготовлен план мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики. 1 марта документ должен быть внесен в правительство.
В ближайшие три года, в частности, предполагается создать условия для уменьшения числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми. Это содействие в трудоустройстве родителей, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, организация профобучения и дополнительного профобразования родителей, усыновителей, опекунов, содействие в создании семейного бизнеса.
Живую реакцию общественности вызвало предложение о совершенствовании системы налоговых вычетов для семей с детьми. В частности, предлагается повысить размер стандартных налоговых вычетов до 2 тысяч рублей на второго ребенка, до 4 тысяч - на третьего и каждого последующего ребенка, до 12 тысяч - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на учащихся очной формы обучения в возрасте до 24 лет. Были также предложения снизить подоходный налог для семейных работников, имеющих детей, что, например, практикуется во Франции. То есть там жить в семье значительно дешевле, чем вне семьи и без детей. Впрочем, пока непонятно, попадут ли подобные предложения в окончательный вариант плана, который скоро ляжет на стол правительства.
Как следует из проекта документа, минтруд будет настаивать на продлении программы материнского капитала после 2016 года, а также на совершенствовании механизмов его использования. В министерстве предполагают, что эта мера позволит повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,753 (сейчас он 1,7). Предлагается также продлить выплаты ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет в том случае, если нет возможности выйти на работу в связи с отсутствием места в детском саду. Кстати, проблема доступности детсадов в плане прописана отдельной строкой. Сейчас доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет составляет 50 процентов, к 2017 году она должна быть уже не ниже 53 процентов. Особый упор будет сделан на частных и семейных детских садах. Сейчас численность детей, посещающих такие сады, составляет 460 тысяч. К 2018 году их должно стать в полтора раза больше.
Концепцией и планом предусмотрено развитие рынка доступного арендного жилья для семей, имеющих невысокий уровень дохода, в том числе путем найма социального жилья. Здесь планы поистине грандиозные. Сейчас улучшают свои жилищные условия лишь 7 процентов семей с детьми, признанных нуждающимися. В 2018 году таких должно быть не менее 45 процентов.
Запланировано также увеличение доли многодетных семей, получивших бесплатные земельные участки, в общей численности нуждающихся семей с 25 процентов в 2013 году до 35 процентов в 2018 году.