Новости

12.02.2015 00:25
Рубрика: Экономика

И никаких гвоздей

Транспортные проблемы привели к дефициту стройматериалов в Крыму
В Крыму стремительно дорожают стройматериалы. Причина тому - прекращение их поставок с Украины и увеличение расходов на транспортировку из материковой России. Представители строительных гипермаркетов предупреждают: если до весны не будет решен вопрос транспортной логистики, местные застройщики столкнутся с дефицитом некоторых видов материалов и взвинтившимися ценами.

Неподъемный цемент

За 2014 год основные стройматериалы - песок, щебень, цемент, камень-ракушка - подорожали более чем в три раза. Лидером подорожания стал песок, цена на который выросла с 300 рублей до 1,5 тысячи за тонну. Поскольку в Крыму не налажено производство стройматериалов, они завозились с Украины - из Херсонской, Житомирской, Киевской, Донецкой областей. Однако постепенно строительные ритейлеры стали переориентироваться на продукцию российского производства, которая оказалась дороже украинской в том числе из-за транспортных расходов: по подсчетам реализаторов, в стоимости стройматериалов по разным позициям логистические издержки составляют 30-50 процентов.

- Наша компания завозила стройматериалы только с Украины. После введения таможенных пошлин мы начали налаживать контакты с поставщиками из России, - рассказывает директор интернет-гипермаркета "Крым-стройматериалы" Андрей Ткаченко. - Но по нашим расчетам конечная цена товара для потребителей увеличится из-за транспортных расходов. Так, аренда одной машины для перевозки 800 мешков цемента через паромную переправу составляет 80 тысяч рублей. Поэтому при цене мешка цемента на материке 100-120 рублей еще 100 приходится тратить на его транспортировку. А строймаркетам нужно еще что-то заработать на его продаже, чтобы рассчитаться с сотрудниками и оплатить аренду складов.

В Крыму некоторые виды стройматериалов уже оказались в дефиците. В первую очередь, это касается газобетона, который завозился с Украины. Его аналог из России везти не спешат- ведь он в несколько раз дороже украинского. В Крыму этот материал производится в небольшом объеме, но его качество не всегда устраивает местных застройщиков. Не хватает региону и стройматериалов иностранного производства - например, турецкого гипсокартона и цемента.

По словам директора частного предприятия, специализирующегося на изготовлении изделий из мрамора и гранита (каминов, подоконников, столешниц) Александра Сигалова, с лета начались перебои с поставками материала из Турции в Крым через Украину - сырье можно было ждать от нескольких недель до месяца. Сегодня все поставки идут из России, через Керченскую переправу, из-за чего в республику стройматериалы попадают с опозданием.

- Мы работаем с небольшими объемами, нам для выполнения нескольких заказов необходимо 400 килограммов, - рассказывает Александр Сигалов. - Поскольку это дорогой материал и его транспортировка из России также обходится в копеечку, запастись им впрок не получается. А из-за нестабильной работы переправы мы простаиваем и не успеваем вовремя выполнять заказы клиентов.

Пока перебои с поставками в несколько недель и имеющийся дефицит не критичны, но ситуация может обостриться к весне, когда оживут государственные и частные стройки.

Инвестиции в кафель

Продавцы строительных супермаркетов признают, что из-за проблем с доставкой груза через паромную переправу полки в магазинах иногда пустуют. Но поскольку пик строительно-ремонтного сезона еще впереди, покупателей это не особо беспокоит.

В наличии есть стройматериалы российского, украинского и иностранного производства. Причем новых поступлений с Украины и из Германии (обоев, плитки, линолеума, красок) пока не ожидается - распродаются остатки. При этом российские товары по некоторым позициям существенно отличаются по цене от украинских. Например, керамическая плитка и обои производства РФ в 1,5-2 раза дороже украинского аналога.

Стоит отметить, что в 2014 году спрос на стройматериалы и предметы декора был намного выше, чем в предыдущие. Крымчане активно вкладывали деньги в ремонт летом, сбрасывая гривны при переходе в рублевую зону, и осенью, спасая свои сбережения от инфляции. Оживились и застройщики, увидев интерес россиян к крымскому жилью.

По наблюдению сотрудников супермаркетов, жители полуострова стали более ответственно подходить к выбору стройматериалов.

- Если раньше люди покупали очень дешевые напольные покрытия и обои, рассчитывая на их замену через пару лет, то сейчас берут с расчетом лет на пять и выбирают стройматериалы дороже и качественнее, - говорят продавцы. - Но, если цены продолжат расти, спрос, скорее всего, сместится в низкую ценовую категорию.

Грузите песок баржами

По мнению представителей строительного ритейла, весной, когда активизируется спрос, крымчане столкнутся с дефицитом стройматериалов, что, в свою очередь, спровоцирует рост цен.

Министерство транспорта РК обещает для доставки на полуостров строительных материалов, древесины и угля привлечь несколько судов класса "река-море" (баржи). Однако крымские ритейлеры считают, что баржи большой вместимости будут им не по карману. Поэтому целесообразнее организовать в Крыму перевалочную базу, которая будет реализовывать доставленный на полуостров цемент, песок, щебень и другие материалы.

Производители из других регионов России присматриваются к местному рынку, но выходить на него не спешат. Так, екатеринбургская компания - производитель гидроизоляции заявила о планах строительства завода в Крыму. В компании уверены, что в новых субъектах РФ будет повышенный спрос на гидроизоляционные материалы, поскольку в ближайшее время на полуострове наступит строительный бум.

В то же время директор по инвестициям QB Finance (РФ) Дмитрий Лепешкин считает, что до окончания строительства керченского моста ситуация с поставкой стройматериалов и других товаров будет плачевной.

- Организовывать производство в таком неспокойном регионе сейчас вряд ли кто-то решится, - предполагает Дмитрий Лепешкин. - Возможны лишь точечные поставки, и все стройматериалы будут быстро разбирать на ремонтные работы. Во Владивостоке и на Сахалине похожая ситуация. И их опыт показывает, что везти стройматериалы из других регионов страны невыгодно, поэтому они закупают их за рубежом.

Комментарий

Анатолий Цуркин,министр транспорта Республики Крым:

- Рассматривается возможность создания в Крыму государственного логистического оператора, который возьмет на себя контроль всех грузовых потоков и займется их диверсификацией. Будут определены группы приоритетных товаров и организован их первоочередной провоз. Решается и вопрос с доставкой стройматериалов, потому что потребность в них значительно возрастет во время строительства моста через Керченский пролив.