Сможет ли Алтай справиться с потоком туристов

Туризм определен одной из точек роста экономики Алтайского края: в этом году в регионе рассчитывают на увеличение турпотока на пятнадцать-двадцать процентов. Сможет ли край справиться с таким наплывом отдыхающих, разбиралась корреспондент "РГ".

Использовать возможности

По данным управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, уже в конце 2014 года россияне стали переориентироваться на отдых внутри страны, и поток туристов в регион вырос. В результате, несмотря на разрушительный паводок, сорвавший начало активного сезона, в прошлом году количество отдыхающих в крае осталось на уровне 2013 года - около 1,6 миллиона человек.

- Этому способствовало существенное снижение спроса на зарубежные путевки, - отмечает председатель Алтайской региональной ассоциации туризма Наталья Гордеева. - Если в январе-сентябре 2014 года турпоток за рубеж не отличался от прошлых лет, то за последние три месяца из-за роста курса иностранной валюты он сократился на тридцать процентов. Это подтверждают и данные Ростуризма, согласно которым в целом по стране количество выезжающих за границу снизилось на тридцать-пятьдесят процентов, в зависимости от направлений.

Многие представители алтайского турбизнеса уже почувствовали наплыв отдыхающих. Так, некоторые здравницы Белокурихи в январе получили до 25 процентов прироста объемов выручки, при том что стоимость путевок не увеличилась.

- По итогам месяца можно говорить о росте турпотока на пятнадцать-двадцать процентов по сравнению с январем 2014 года, - подтвердила замначальника краевого управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Елена Евсюкова. - В этих условиях главное - не упустить момент и использовать все возможности, чтобы привлечь максимальное количество отдыхающих в Алтайский край. Сейчас стоит задача диверсифицировать туристические потоки более равномерно по территории края. Не секрет, что сегодня основная масса отдыхающих едет в предгорные и горные районы. Между тем в крае есть не менее интересные места в той же степной зоне. В этом году мы планируем уделить особое внимание Завьяловскому и Романовскому районам, имеющим хороший потенциал для развития оздоровительного туризма.

Ставка на раскрученное

Но основную ставку в Алтайском крае делают на реализацию крупных туристических проектов, прежде всего, вошедших в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма. В 2014-м в нее включили еще один алтайский туристический кластер - "Барнаул - горнозаводской город", и в этом году в краевом центре планируют реконструировать Демидовскую площадь. Два других проекта - "Белокуриха-2" и "Бийск - золотые ворота Алтая" - уже три года реализуют при софинансировании из федерального бюджета.

- В автотуристическом кластере в Бийске построен центр техобслуживания автомобилей, что очень важно, ведь основная часть туристов прибывает в предгорные и горные районы Алтая по Чуйскому тракту через Бийск, - пояснила Елена Евсюкова. - Но особое внимание мы уделяем крупнейшему турпроекту в крае и единственному в стране новому строящемуся курорту - "Белокуриха-2". Действующий федеральный курорт "Белокуриха" уже не справляется с потоком отдыхающих. Среднегодовая загрузка здесь превышает восемьдесят процентов, а в летний сезон - и все сто. Нужны новые средства размещения, отвечающие современным требованиям, новые виды отдыха - и лечебного, и развлекательного, и активного. Именно на это и нацелена "Белокуриха-2".

Сегодня на площадке нового курорта за счет бюджетных средств создают инженерную инфраструктуру. В 2014-м начали строительство линии электропередачи, запроектировали объекты водоснабжения и канализования, в этом году должны завершить работы по прокладке автодороги и приступить к возведению газопровода.

И хотя участвовать в строительстве "Белокурихи-2" изъявило желание сразу несколько крупных инвесторов, приступать к работам они пока не торопятся - по мнению экспертов, ждут ввода основных коммунальных объектов, в первую очередь, автомобильной дороги и ЛЭП. При этом ухудшение экономической конъюнктуры пока не изменило планы компаний, заявивших об участии в строительстве нового курорта. Более того, один из крупнейших инвесторов "Белокурихи-2" - международная сеть отелей Hilton - решил увеличить количество мест размещения в будущем гостиничном комплексе с 200 до 400-450.

Привлечь инвестора

Между тем получили развитие сопутствующие турпроекты, которые, по замыслу разработчиков, должны привлечь дополнительные инвестиции, а в дальнейшем - увеличить поток отдыхающих. Так, ученые Алтайского госуниверситета начали изучение флоры и фауны на территории около шестидесяти тысяч гектаров, где разместится природный парк.

- Научное сообщество горячо поддержало идею его создания, - подчеркивает профессор, заведующая кафедрой ботаники АлтГУ Марина Силантьева. - Он может стать хорошим примером экологического туризма - современного подхода к организации отдыха, основанного на максимальном сохранении природной среды.

Создание парка - государственный проект, на реализацию которого выделены средства краевого бюджета. А вот туристические маршруты, которые здесь будут проходить, - это уже забота частных инвесторов. Первый маршрут на гору Сухая Грива начал действовать в прошлом году, и в 2015-м его дополнят маршруты до вольфрамового рудника, рек Сосновка и Песчанка и на Искринское родоновое месторождение.

Но особый интерес инвесторы проявили к проектам организации небольших туристических деревень.

- Это хорошая возможность при небольших вложениях в гостиницы на десять-пятьдесят мест достаточно быстро получить отдачу, - уверен представитель "Курорта Белокуриха" Олег Акимов. - В альпийской деревне инвесторы из Сургута, Новокузнецка, Новосибирска и Барнаула уже запроектировали двенадцать объектов: гостиницы, рестораны, конюшню. Как только откроют автодорогу, начнется строительство. Сейчас по такому же принципу проектируем немецкую деревню.

Региональные власти рассчитывают, что инвесторов заинтересует и новый горнолыжный комплекс в "Белокурихе-2". Якорный инвестор начал освоение одной из четырех вершин, прорубив на горе Глухариной первую трассу с подъемом два километра и перепадом высот 300 метров. Еще три вершины - Чернижная, Мишина Гора и Сухая Грива - ждут потенциальных застройщиков. Смогут ли алтайские туристические проекты в нынешних экономических условиях "притянуть" дополнительные инвестиции в регион, покажет время.