Новости

12.02.2015 00:03
Рубрика: Культура

"Геликон", "Табакерка" и другие

Какие премьеры ждут московских театралов в этом году?
Московские театры на пике своей популярности: только за прошлый год их посетило 4,6 млн человек. Такой цифры в городе не припомнят, обычно она не превышает 4 млн. Наплыв зрителей в департаменте культуры объяснили ростом премьер - сейчас их ставится в год до 180. Что нового ждет любителей театра в текущем году?

Премьера на Тверской

Этот год начался с того, что одним театром в столице стало больше. После реконструкции открылся электротеатр Станиславский - прежде москвичи его знали как Драматический театр им. Станиславского. Построенное 100 лет назад здание изменилось до неузнаваемости. Из обветшавших помещений строители сумели организовать единое пространство, которое, к тому же, способно менять назначение. Благодаря подвижным конструкциям в фойе получилось прекрасное место для необычных выставок или декорационного склада, где зрители могут наблюдать внутреннюю жизнь театра. Непривычно выглядит и зрительный зал - сцена не возвышается перед рядами, а, наоборот, расположена внизу.

Электротеатр в июле 2013 года возглавил известный режиссер и писатель Борис Юхананов, который победил в конкурсе на лучшую концепцию развития театра. Во время преобразований здания он готовил с актерами совершенно новый репертуар. Так что москвичи в этом сезоне увидят сразу 6 премьер. Ближайшая состоится с 25 по 27 февраля. Это спектакль "Синяя птица", который продлится три вечера. "По сути, каждый акт этой феерии - законченный спектакль с множеством трюков, визуальных и звуковых эффектов, со сложнейшими сценографическими аттракционами и костюмами", - говорит режиссер-постановщик Борис Юхананов. У спектакля своя линия, отличная от пьесы Мориса Метерлинка, герои которой - двое детей, получивших возможность видеть душу вещей - часов и хлеба, огня и воды. У Юхананова драматическая сказка переплетается с личными воспоминаниями старейших актеров театра - Владимира Коренева и Алефтины Константиновой. Их путешествие за Cиней птицей проходит на фоне советской истории и судьбы Театра имени Станиславского.


Это кадр с репетиции спектакля «Синяя птица» в обновленном электротеатре Станиславский. Его премьера намечена на 25 февраля. Фото:electrotheatre.ru / Tвгения Cирина

В марте театралов ждет премьера спектакля "Анна в тропиках" - постановка Александра Огарева по пьесе современного американского драматурга Нило Круза. В 2003 году она получила Пулитцеровскую премию, а в 2011-м была переведена на русский язык. Премьеры в Станиславском будут идти каждый месяц.

До конца года откроются еще малая сцена электротеатра и внутренний двор с арт-кафе и уличным кинозалом. Этот театральный дворик станет настоящим подарком для всех москвичей - посреди шумной улицы Тверской появится тихое уютное место, открытое для всех желающих.

Долгострой остался в прошлом

А музыкальный театр Александра Градского планируется открыть весной этого года. Градский рассказал "РГ", что этому одному из самых длинных театральных долгостроев, который длится 24 года, наступает конец, и уже идет наладка сложного сценического оборудования. Впрочем, он все-таки допускает, что строители с намеченными сроками не управятся, и тогда презентационный концерт удастся показать москвичам лишь осенью, ко Дню города, в начале сентября.

- По техническому оснащению в пересчете на зрителя нашему театру нет равных не только в России, но и в Европе, - говорит Александр Градский. - Здесь всего 500 зрительских мест, однако по количеству и качеству оборудования зал превосходит некоторые арены вместимостью до пяти тысяч зрителей. И открыть его хочется полностью готовым, чтобы зрителям было максимально удобно и они могли оценить все достоинства нового зала.

Напомню, бывший кинотеатр "Буревестник" знаменитого архитектора Ивана Жолтовского должен был открыться в качестве музыкального театра еще в начале 90-х годов, но все время этому что-нибудь мешало. В 2013-м на стройку пришла новая компания и завершила все работы за год. У здания появилась пристройка, в которой разместились гардероб, кафе, служебные и складские помещения, просторное фойе.

Примечательно, что в этом театре не будет постоянной труппы - он представляет собой, скорее, свободную площадку, где смогут реализовывать свои идеи и молодые режиссеры, и известные постановщики. Зал здесь позволяет ставить спектакли, проводить качественные музыкальные представления и фестивали. На открытии театра споют участники шоу "Голос", где Александр Градский был одним из наставников молодых исполнителей.

Все на оперу

В новом сезоне в сентябре распахнет свои двери еще один музыкальный театр - "Геликон-опера". Его коллектив готовит для зрителей оперу Николая Римского-Корсакова "Садко". Пока же спектакли идут на Новом Арбате, куда труппа переехала еще в 2007 году.

Историческое здание театра на Большой Никитской улице снаружи уже готово, работа сейчас кипит внутри. Зрительный зал создан во внутреннем дворе старинной княжеской усадьбы и накрыт крышей. Он станет одним из самых роскошных в столице, где свое желание спеть уже выразили Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, а им есть с чем сравнивать. Над сценой - навесной потолок, он одновременно будет формировать качественную акустику и создавать эффект звездного неба за счет подсветки. Уникальный звук помогут получить и развешанные над 500-местным залом 13 геликонов - сферических звукоотражающих элементов - плюс боковые панели.

Большой зал назовут "Стравинский" в честь известного композитора, а исторический, поменьше размером, получит имя княгини Шаховской в честь прежней владелицы усадьбы. Раньше малый зал был единственным и назывался колонным: на сцену там входили только рояль и исполнитель. Теперь зал отреставрировали, восстановив все исторические детали.


500-местный зрительный зал «Геликон-оперы» построили во внутреннем дворе старинной княжеской усадьбы. Под потолком 13 геликонов — сферических звукоотражающих элементов, помогающих создавать уникальный звук. Фото:helikon.ru

- Деревянный потолок по технике безопасности в публичном месте восстанавливать было нельзя, его, по строительным нормам, требовалось заменить, - рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. - Но уникальное историческое место, где выступали ведущие оперные певцы начала XX века, в этом случае было навсегда утрачено. Мы потеряли бы уникальную акустику, считавшуюся лучшей в Москве. Искусство победило. Сейчас осталось лишь постелить паркет, навесить двери, вернуть родные бронзовые с хрусталем люстры, поставить кресла. Количество мест в зале сократилось с 250 до 225, чтобы зрителям стало комфортнее.

Сюрпризы "Табакерки"

Для театра под управлением Олега Табакова тоже достраивается новое здание на улице Гиляровского. Это еще один из театральных долгостроев города длиной в 10 лет. Главной "фишкой" новой Табакерки будет сцена-трансформер - оборудование для нее поставляет компания, которая занималась оснащением Большого театра. Достаточно нажать одну кнопку - и первые четыре ряда амфитеатра уедут в подвал, а большой зрительный зал в считаные секунды превратится в камерный. Заглянуть в фойе театра сможет любой прохожий с улицы, от которой его будет отделять лишь стеклянная стена. Кардинальных перемен в репертуаре не планируется, хотя новая сцена подарит массу новых возможностей. Но примериваться к ней будут после открытия.

Наконец, Московский еврейский театр "Шалом" на Варшавском шоссе предстанет перед зрителем после капитального ремонта осенью. Там также будет сцена-трансформер, а фойе превратится в интеллектуальное кафе с ярким еврейским колоритом и разнообразной культурной программой - место подойдет для концертов, творческих вечеров, актерских посиделок и литературных чтений. Изменится и весь формат, а также название - теперь это будет театральный центр, где можно провести мастер-классы, фестивали и т.д. Главной премьерой обещают сделать мюзикл "Адам и Ева" по пьесе Феликса Канделя. В постановке зрителю расскажут о вечных темах: первой страсти и первой измене, первом убийстве и первой размолвке между первыми в мире влюбленными. Пока же "Шалом" квартирует в Центре драматургии и режиссуры у метро "Сокол".


Олег Табаков ждет переезда своего театра в новое здание уже долгие годы. Главной его «фишкой» будет сцена-трансформер — оборудование для нее поставляет компания, которая занималась оснащением Большого театра. Фото:Александр Куров/ ТАСС

Кстати

Цены на билеты в открывающихся после реконструкции или строительства театрах останутся прежними, а если и вырастут, то незначительно. Окончательно это будет решаться перед открытием. Основные затраты на реконструкцию несет город, но иногда удается привлечь инвесторов. Например, на реконструкцию электротеатра Станиславский средства пожертвовали меценаты.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Столица ЦФО Москва
Добавьте RG.RU 
в избранные источники