Новости

13.02.2015 00:28
Рубрика: Культура

В Москве вручат "Чартову дюжину"

XIII "Чартова дюжина" 13 февраля, пятница. Москва, "Крокус Сити Холл", Санкт-Петербург, Клуб "Космонавт".

Впервые премия "Чартова дюжина" будет вручаться одновременно в двух городах: в Москве и Санкт-Петербурге. При этом в столице для зрителей церемонии споют "Мумий Тролль", "Секрет", DDT, "Пилот" и "Смысловые галлюцинации", а хедлайнерами в Северной столице станут "Алиса", "Княzz" и "Мельница". Все они претендуют и на основные награды в российском роке по итогам 2014 года. Ну а больше всего номинаций у "Сплина" (среди них "группа года" и "альбом года" - и за первую часть альбома "Резонанс", и за вторую). Уже даже известно, какую награду обязательно получат популярные питерские музыканты на XIII "Чартовой дюжине". Самой популярной песней, которую чаще всего заказывали радиослушатели в 2014 году на "Нашем Радио" (главном вдохновителе премии) стал "Оркестр" с альбома группы "Сплин" "Резонанс, Часть 2". Поэтому награда в номинации "Лидер Чарта" уж точно отправится в Санкт-Петербург. Ну, а всего они будут разыграны, как обычно, в 13 номинациях.

- Победителей в семи номинациях (лучшие: "альбом", "песня", "солист", "солистка", "концерт", "группа". "взлом") мы определили по итогам голосования слушателей, поклонников рока. Ну, а "Легенду" - уже по решению организаторов. Еще четыре специальные номинации вручим за вклад в продвижение российской музыки. Сложно скрупулезно статистически подсчитать и замерить старания артистов в этом благом деле, но отмечать таких людей обязательно нужно, - рассказал обозревателю "РГ" продюсер премии Юрий Донцов. И раскрыл другие подробности предстоящих церемоний в Москве и Санкт-Петербурге:

- Все рок-группы будут играть по 6 - 7 песен. Исключения сделаны только для "Ночных снайперов" и Ольги Кормухиной: у них запланировано по одному специальному номеру. При этом, впервые на "Чартовой дюжине" часть наград будут вручаться в Москве, другие - в Санкт-Петербурге. И города станут передавать эстафету друг другу благодаря большому экрану, на котором будут идти телетрансляции из зрительных залов.

Из событий, на которые обязательно стоит обратить внимание: выступление группы "Мумий Тролль" (оно и откроет вечер в Москве), пообещавшей впервые представить программу нового альбома "Пиратские копии", куда вошли 14 треков. И сет молодой группы "Копенgаgен". За нее (в номинации для новичков - "Взлом") голосовал и обозреватель "РГ", входящий в Экспертный совет премии "Чартова дюжина". "Копенgageн" будет выступать на церемонии в Санкт-Петербурге.

Ермоловский театр покажет "Ревизора"

Премьера "Ревизора". Театр им. Ермоловой. Постановка режиссера-хореографа Сергея Землянского. 14, 15 февраля.

Любопытный поворот: наизусть заученного гоголевского "Ревизора" в Ермоловском театре решили попробовать рассказать без слов. Буквально - разбив каждый слог на такт и жест и приготовив бездну юмора в движении. Во фрагментах это выглядит очень неожиданно и своеобразно. Это не дансинг и не классический драматический спектакль. Возможно, новый оригинальный жанр, с появлением и обоснованием которого в Ермоловском художественный руководитель театра Олег Меньшиков связывает большие надежды: "Человеческое тело - сложнейший "аппарат" и мощнейшая составная сценической выразительности актера, поэтому постоянное его совершенствование - обязанность любого профессионала, о чем и говорят работы режиссера Землянского. Плюс к этому Сергей обладает, на мой взгляд, удивительным чувством вкуса и стиля. А потом, это просто очень красиво... Сергея очень любят актеры, у него уже есть свой зритель, и у нас есть все основания надеяться на дальнейший успех такого явления в современном театральном искусстве, как "театр Сергея Землянского". И появление в нашем театре его я считаю знаковым и во многом определяющим дальнейший путь развития Театра имени Ермоловой".

Такие рекомендации от Олега Меньшикова дорогого стоят. Плюс стиль Землянского в Ермоловском уже успели оценить на его лермонтовском "Демоне". "Ревизор" станет вторым спектаклем Землянского в Ермоловском театре и первой премьерой в этом сезоне на основной сцене театра. Приступая к постановке, режиссер концентрировал внимание актеров на следующих моментах. Первое: у страха глаза велики, и люди от страха могут принимать самые неожиданные решения. Движущие силы истории, знакомой со школьной скамьи и актуальной сегодня - двуличье и страх.

Второе. Мы все порой выдаем себя не за тех, кем являемся, особенно в нашей сегодняшней жизни. И Хлестаков - это первый среди нас хамелеон. Он двуличен, и его природа такова, что он может пристроиться к любой ситуации, надеть на себя любую маску и выйти сухим из воды.

И третье. Поскольку мысли и повадки героев слишком узнаваемы, Хлестакова лишают в спектакле привычного языка. Свою суть он выдает через пластику тела. "Это был сложный и скрупулезный изобретательный процесс поиска и отбора. Необходимо было найти такое выражение юмора через пластику, которое было бы понятно зрителю, - делился накануне премьеры Сергей Землянский. - Но мы не занимались юмором ради юмора, мы искали способы передачи определенного характера, эмоций, обстановки"...

Воплощать его идей будут актеры Ермоловского театра и исполнители главных ролей - Александр Кудин, Кристина Асмус и Олег Филипчик.

Досье "РГ"

Режиссер Сергей Землянский родился в Челябинске, начинал танцовщиком в знаменитом екатеринбургском театре "Провинциальные танцы". Первые шаги как режиссера-хореографа делал под руководством Татьяны Багановой для австрийской ABCD Company. C 2006 года постоянно сотрудничает со студией SounDrama.

Лауреат премии "Дебют" выпустил книгу сказок

Слонодемия: Физическая сказка о настоящих чудесах. - Азбука СПб, 2015 - 256 стр., 6+

Премия "Дебют" хорошо сделала в 2011 году, резко подняв предельный возраст участников, с 25 до 35 лет: благодаря столь радикальной перемене в конкурсе получили возможность участвовать начинающие, но все-таки уже вполне сложившиеся сочинители, успевшие набрать жизненного и читательского опыта. Илья Панкратов оказался в числе первых, кто оценил перемену: он получил свою "дебютную" статуэтку с трогательной птицей (и прилагающийся к нему миллион рублей) в 2012 году, "на поднятом флажке" - ему было 34 года, он уже к этому времени являлся кандидатом физико-математических наук и автором полутора десятков научных статей.

Это имеет значение, потому что дописательский опыт автора нашел прямое отражение в книге. И он же затруднил ее путь к читателю, занявший, как мы видим, почти три года, несмотря даже на первое место в номинации "крупная проза" известной премии.

Дело в том, что "Слонодёмия" - не крупная и не проза. Ее трудно отнести к какой-то категории и встроить в издательское планы. То есть, конечно, это не стихи (хотя песенки там встречаются), но и не проза в смысле "великий русский роман", - порою чрезвычайно глубокий и оригинальный, порою поверхностный и вторичный, но всегда неимоверно серьезный. "Слонодёмия", как следует из подзаголовка, - это физическая сказка. Действие в ней, как и положено сказке, происходит в волшебной деревеньке Тыквено, окруженной Высогорами, Волнозером, Быстрореком, Темночащей и Тыквоскладом. А живут здесь разумные хомячки Бютям и Тямба. Главное же действующее лицо - маленький Демон Максвелла, тот самый Дёма, которого Слоны хаоса (отсюда и название - "Слонодёмия") в воспитательных целях перебросили в Тыквено, - чтобы он не разбрасывался где попало Фамильной монетой и вообще научился отвечать за свои поступки.

Кажется, что ничего не понятно? Но физическая сказка, хоть и напоминает по внешнему антуражу "Муми-троллей", уютных хоббитов и недавно добравшегося до русского читателя норвежского "Простодурсена" (замкнутый мирок, в котором живут добрые и смышленые существа), все-таки написана физиком, а не филологом. И в ней все логично. Потому что она призвана объяснять юному читателю не только нравственные законы добра и зла, но и должна наглядно показывать физические законы нашего мира. Для чего, собственно, больше ста лет назад английский физик Максвелл и придумал своего "демона", способного вручную сортировать молекулы внутри колбы.

Дёма тоже много на что способен: в его присутствии один физический закон меняет свои характеристики. Иногда это приводит к забавным недоразумениям, а иногда спасает жизнь. Когда нарушается теория вероятностей, стрелы у неуклюжего Тямбы начинают лететь точно в центр мишени, - зато когда нарушается закон диффузии твердого тела, героям удается проскользнуть прямо сквозь крышу Охраноры и спастись от челюстей злобного Серволка. (Говорящего, заметим, сочным и узнаваемым языком.)

В западном книгоиздании подобные сочинения давно уже известны под каламбурным (вполне в духе книги Панкратова) названием educament - то есть education (образование) + entertainment (развлечение). У нас же они только-только находят дорогу к издателю и читателю. Торить дорогу никогда не просто; но почти всегда интересно.

На ТВ покажут три фильма об Илье Кабакове

"Илья Кабаков. В будущее возьмут не всех" - на Первом канале 13 февраля в 00.40 и 20 февраля в 00.45.

Три фильма о художнике Илье Кабакове - событие не только для телевидения, поскольку ранее ничего подобного не снималось. Автор сценария документальной трилогии Людмила Сатушева, режиссер - Михаил Кондалов. Один из авторов картины - Анатолий Малкин.

Сегодня Илья Кабаков и его жена Эмилия - самые известные русские художники на Западе. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова "Жук" ($5,8 млн., 2008) и "Номер люкс" ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства...

Однако успех пришел к Кабакову после 55 лет, после отъезда на Запад. Долгое время у нас в стране ничего о нем не было слышно - тем ценнее телевизионный фильм, который в итоге оказался подарком для полуночников - смотреть его можно будет лишь тем, кто не спит.

В первом фильме Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения, рожденных в 1933 году, и страха как индивидуальной черты его характера. Второй фильм - о близких людях и друзьях художника.

Жена Ильи Кабакова - Эмилия, его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволила Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство "неотвратимости судьбы" через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)... А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя... Илья Кабаков рассуждает, почему знаменитая Выставка в Манеже не оправдала ожиданий оттепели и почему участие в Бульдозерной выставке ничего не поменяло бы в его картине мира.

В третьем фильме речь об отличии западного арт-мира от российского. Какие ловушки и опасности ожидали русских художников в эмиграции? Обо всем этом говорят Илья и Эмилия Кабаковы, готовясь к одной из самых своих масштабных выставок - MONUMENTA - в Большом Дворце в Париже.

"Если бы не жена Ильи Кабакова Эмилия и те хорошие отношения, которые с ней сложились, то вряд ли бы мы сняли этот фильм. О съемках в их американском доме мы договаривались полгода.

Там такая сложная ситуация. Когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили - о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Больше Кабаков нас к себе не подпустил", - говорит о работе над фильмом Анатолий Малкин.

Культура Музыка Рок Музыка с Александром Алексеевым Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники