На Берлинском кинофестивале состоялось вручение почетных наград

Приз "Камера Берлинале" вручается с 1986 года. Им награждают выдающихся деятелей кинематографа в знак особого уважения и признательности.

Среди лауреатов 2015 года режиссер-летописец Марсель Офюльс, активисты Slow Food founders Элис Уотерс и Карло Петрини, и, что особенно важно и почетно для России - наш соотечественник, киновед, исследователь творчества Сергея Эйзенштейна, основатель и первый директор Музея кино - Наум Клейман. За всю историю Берлинале эта награда вручается представителю нашей страны в пятый раз. Прежде "Камеру Берлинале" получали режиссер Элем Климов (1987 год), чиновник Михаил Шкаликов (1989), писатель Чингиз Айтматов (1996), киновед Армен Медведев - (1999).

Хотя Delphi Filmpalast , где происходила церемония, находится в стороне от эпицентра "Берлинале", все же там собрался полный зал, значительную часть которого составляли, как наши соотечественники, так и иностранные любители российского кинематографа. Поздравить Наума Клеймана и его команду - сотрудников Музея кино, которые приехали в Берлин - пришли и наши ведущие кинокритики и киноведы, работающие на Берлинале в этом году, а также - продюсеры и режиссеры.

На торжественной церемонии прозвучали три речи. Награду Клейману вручал директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера. Он перечислил заслуги Наума Клеймана в развитии кинематографа. К нему присоединился директор Берлинского киносмотра Дитер Косслик. А затем Наум Клейман выступил с ответной речью. Приз, который вручили российскому киноведу, представляет собой золотую кинокамеру на постаменте, и смотрится очень эффектно.

- Берлинале вручил награду Науму Клейману, поскольку он очень много сделал для развития русского и зарубежного кинематографа, - прокомментировал награждение Дитер Косслик. - Все Клеймана любят и ценят его энциклопедические знания. Например, он исследовал творчество Сергея Эйзенштейна, а этот режиссер - сердце не только русского кинематографа, но и кинематографа всего мира. Мы  дали "Камеру Берлинале" Науму Клейману в знак поддержки его работы. Я очень счастлив и горд еще и тем, что вручил эту награду именно сегодня. Ведь вчера, 11 февраля, как раз исполнилась очередная годовщина со дня смерти Сергея Эйзенштейна. Думаю, если бы Эйзенштейн был жив, он бы также поддержал Наума Клеймана.

Знаете, мы сейчас словно ощущаем присутствие Эйзенштейна в Берлине. А что касается истории Музея кино, она не великая, но печальная. И мы, находясь за границей, думаем, что можем сделать для того, чтобы сохранить работу Клеймана и его сотрудников, а также - дух Музея кино.

Тем временем в зале начался показ посвященного Науму Клейману и Музею кино фильма Татьяны Брандруп "Кино: Общественное дело". Документальная картина входит в этом году в программу "Форум" Берлинского кинофестиваля. Однако те, кто ждал от этого фильма скандальных разоблачений и политических обвинений, были разочарованы. Довольно спокойная картина, наполнена уважением к Науму Клейману и его делу, пропитана любовью к российскому кинематографу и к энтузиастам и подвижникам, которые его сохраняют.

Именно в этом фильме зрители смогли увидеть настоящего Эйзенштейна (а не в версии Питера Гринуэя). Слова Наума Клеймана в картине хочется конспектировать и преподавать студентам киновузов. Люди из команды Музея кино "клеймановского созыва", показанные в фильме,- каждый личность сам по себе.

Усилили фильм и высказывания о кино, Музее кино режиссера Андрея Звягинцева, кинокритиков, музыкантов, зарубежных коллег Наума Клеймана.

Есть и несколько недостатков у картины. Первый - она малобюджетна, поэтому авторы не позволяли себе изысков в плане изобразительном. И второй - по понятным причинам она однобока, в ней представлена лишь одна точка зрения на все, что произошло с Музеем кино. Хотелось бы послушать и мнения тех, кто сейчас работает в Музее кино.

Впрочем, фильм очень нужный. И хочется надеяться, что он приедет в Россию. Хорошая площадка для демонстрации такого кино - фестиваль "Артдокфест". Его президент Виталий Манский не упустит возможность организовать премьеру фильма о Науме Клеймане.