Вообще, причина ухудшения отношений с Европой - не Украина, она стала лишь катализатором начала переосмысления отношений России и ЕС и показала, как они могут строиться в новой реальности, когда мы больше не делаем вид, что движемся к какой-то общей цели.
В Германии, например, ситуация касательно отношений с Россией весьма сложная. Бизнес недоволен нынешним положением дел и хочет оживления, это правда. Но не стоит думать, что он способен повлиять на политическую линию Берлина. Сейчас, в отличие от того, что было несколько лет назад, политические аргументы доминируют. Есть и другие нюансы. Если санкции будут отменены - что изменится? Да, европейская еда опять сможет поступать в Россию. Но сколько будет стоить польское яблоко с учетом поднявшегося курса евро? То есть к прежней доле рынка вернуться все равно не получится.
Есть и еще более существенный фактор - энергетический. Европейский рынок меняется таким образом, что даже российские газовые компании, долго боровшиеся за него, теперь понимают, что перемены очень серьезные. И тут же появляется вопрос - а настолько ли перспективен и важен для нас европейский рынок сейчас, как это было раньше? Кроме того - хорошо, возможна какая-то разрядка в отношениях с Европой. А с США? Маловероятно. Там другой подход, более стратегический. Америка не несет практически никакого урона от антироссийских санкций. И если Европа начнет смягчать свою линию по собственной воле, то у Вашингтона достаточно экономических рычагов, чтобы не допустить этого.
Даже если ЕС ограничения снимет в то время как США - все оставит без изменений, то простор для сотрудничества Брюсселя и России все равно окажется очень ограниченным, потому что во многих сферах именно Америка играет главную роль, а Европа от нее зависит. Достаточно вспомнить историю банка BNP Paribas, которому пришлось заплатить летом 2014 года почти 9 миллиардов долларов штрафа за то, что этот финансовый институт вел дела с Суданом, Ираном и Кубой, в отношении которых Америка ввела односторонние санкции. И банк не смог отказаться - слишком серьезно он зависит от американского рынка. Что касается восстановления членства России в международных европейских организациях, то возвращение в ПАСЕ, например, может случиться. Но это мало что изменит. Раньше, когда Россия хоть в какой-то форме интегрировалась в Европу, это было важно. Сейчас ничего такого не будет. Можно ожидать оживления в ОБСЕ, потому что эта организация сейчас нужна в связи с урегулированием украинского кризиса.