Премия "Дебют" хорошо сделала в 2011 году, резко подняв предельный возраст участников, с 25 до 35 лет: благодаря столь радикальной перемене в конкурсе получили возможность участвовать начинающие, но все-таки уже вполне сложившиеся сочинители, успевшие набрать жизненного и читательского опыта. Илья Панкратов оказался в числе первых, кто оценил перемену: он получил свою "дебютную" статуэтку с трогательной птицей (и прилагающийся к нему миллион рублей) в 2012 году, "на поднятом флажке" - ему было 34 года, он уже к этому времени являлся кандидатом физико-математических наук и автором полутора десятков научных статей.
Это имеет значение, потому что дописательский опыт автора нашел прямое отражение в книге. И он же затруднил ее путь к читателю, занявший, как мы видим, почти три года, несмотря даже на первое место в номинации "крупная проза" известной премии.
Дело в том, что "Слонодёмия" - не крупная и не проза. Ее трудно отнести к какой-то категории и встроить в издательское планы. То есть, конечно, это не стихи (хотя песенки там встречаются), но и не проза в смысле "великий русский роман", - порою чрезвычайно глубокий и оригинальный, порою поверхностный и вторичный, но всегда неимоверно серьезный. "Слонодёмия", как следует из подзаголовка, - это физическая сказка. Действие в ней, как и положено сказке, происходит в волшебной деревеньке Тыквено, окруженной Высогорами, Волнозером, Быстрореком, Темночащей и Тыквоскладом. А живут здесь разумные хомячки Бютям и Тямба. Главное же действующее лицо - маленький Демон Максвелла, тот самый Дёма, которого Слоны хаоса (отсюда и название - "Слонодёмия") в воспитательных целях перебросили в Тыквено, - чтобы он не разбрасывался где попало Фамильной монетой и вообще научился отвечать за свои поступки.
Кажется, что ничего не понятно? Но физическая сказка, хоть и напоминает по внешнему антуражу "Муми-троллей", уютных хоббитов и недавно добравшегося до русского читателя норвежского "Простодурсена" (замкнутый мирок, в котором живут добрые и смышленые существа), все-таки написана физиком, а не филологом. И в ней все логично. Потому что она призвана объяснять юному читателю не только нравственные законы добра и зла, но и должна наглядно показывать физические законы нашего мира. Для чего, собственно, больше ста лет назад английский физик Максвелл и придумал своего "демона", способного вручную сортировать молекулы внутри колбы.
Дёма тоже много на что способен: в его присутствии один физический закон меняет свои характеристики. Иногда это приводит к забавным недоразумениям, а иногда спасает жизнь. Когда нарушается теория вероятностей, стрелы у неуклюжего Тямбы начинают лететь точно в центр мишени, - зато когда нарушается закон диффузии твердого тела, героям удается проскользнуть прямо сквозь крышу Охраноры и спастись от челюстей злобного Серволка. (Говорящего, заметим, сочным и узнаваемым языком.)
В западном книгоиздании подобные сочинения давно уже известны под каламбурным (вполне в духе книги Панкратова) названием educament - то есть education (образование) + entertainment (развлечение). У нас же они только-только находят дорогу к издателю и читателю. Торить дорогу никогда не просто; но почти всегда интересно.