Три фильма о художнике Илье Кабакове - событие не только для телевидения, поскольку ранее ничего подобного не снималось. Автор сценария документальной трилогии Людмила Сатушева, режиссер - Михаил Кондалов. Один из авторов картины - Анатолий Малкин.
Сегодня Илья Кабаков и его жена Эмилия - самые известные русские художники на Западе. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова "Жук" ($5,8 млн., 2008) и "Номер люкс" ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства...
Однако успех пришел к Кабакову после 55 лет, после отъезда на Запад. Долгое время у нас в стране ничего о нем не было слышно - тем ценнее телевизионный фильм, который в итоге оказался подарком для полуночников - смотреть его можно будет лишь тем, кто не спит.
В первом фильме Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения, рожденных в 1933 году, и страха как индивидуальной черты его характера. Второй фильм - о близких людях и друзьях художника.
Жена Ильи Кабакова - Эмилия, его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволила Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство "неотвратимости судьбы" через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)... А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя... Илья Кабаков рассуждает, почему знаменитая Выставка в Манеже не оправдала ожиданий оттепели и почему участие в Бульдозерной выставке ничего не поменяло бы в его картине мира.
В третьем фильме речь об отличии западного арт-мира от российского. Какие ловушки и опасности ожидали русских художников в эмиграции? Обо всем этом говорят Илья и Эмилия Кабаковы, готовясь к одной из самых своих масштабных выставок - MONUMENTA - в Большом Дворце в Париже.
"Если бы не жена Ильи Кабакова Эмилия и те хорошие отношения, которые с ней сложились, то вряд ли бы мы сняли этот фильм. О съемках в их американском доме мы договаривались полгода.
Там такая сложная ситуация. Когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили - о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Больше Кабаков нас к себе не подпустил", - говорит о работе над фильмом Анатолий Малкин.