В каком состоянии "лесной спецназ" и техника? Может ли угрожать огонь дачникам? Будут ли закрывать доступ в лес в этом году и повышать штрафы за разведение костров? На эти вопросы ответил замминистра природных ресурсов и экологии России - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.
Он также рассказал о новых законодательных инициативах ведомства. Так, бизнесу хотят удвоить срок аренды делянок, самих арендаторов пускать в лес не по итогам аукционов, а после конкурсов. А кабинеты госслужащих предлагается оснастить российской мебелью.
Иван Владимирович, зима в этом году снежная, но теплая, во всяком случае в центральной части России. Можно ожидать раннюю весну. Означает ли это, что первые лесные пожары возможны уже в марте? И какой прогноз на весну и лето?
Иван Валентик: Пока точный прогноз дать сложно. Тем не менее, по косвенным признакам, среднестатистическим наблюдениям, можно говорить о том, что есть определенные риски и что весна будет жаркой. Уже есть первые тревожные сигналы. На прошлой неделе в Сочинском национальном парке в Краснодарском крае возникло два возгорания. Они были локальными, их достаточно оперативно ликвидировали. Но начиная с прошлой недели лесопожарный сезон этого года стартовал.
Мы также прогнозируем высокие классы пожарной опасности в Центральном федеральном округе, в отдельных регионах Северо-Западного округа и в Приволжье. Ситуацию осложняет то, что эти территории насыщены населенными пунктами, объектами экономики. То есть одно дело, когда пожары происходят на удаленных территориях, как это было, например, в 2014 году, когда огонь полыхал на севере Якутии и Красноярского края, где нет рисков для людей. Другое дело - центр. Поэтому в этом году мы максимально готовимся, не забывая печальный опыт 2010 года, когда люди задыхались от дыма лесных пожаров. Сделаем все, что в наших силах, чтобы такое не повторилось.
Вместе с тем напомню, что по закону полномочия по управлению лесами, а также по борьбе с огнем переданы регионам. Многое зависит от них. Но если субъекты не будут справляться с чрезвычайной ситуацией, мы окажем помощь. В боевой готовности наш лесной спецназ - федеральный резерв парашютистов-десантников из 700 человек. При этом важно понимать, что задача Рослесхоза координировать ситуацию так, чтобы лесной спецназ как можно меньше был задействован в ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть наша цель - упреждение и профилактика. Это важно.
Также хочу отметить, что каждую весну МЧС России проверяет готовность населенных пунктов, садовых товариществ к сезону пожаров. Каждое ведомство делает это в пределах своей компетенции, и затем мы обмениваемся информацией. Так что вопрос безопасности владельцев дачных участков, загородных садовых домиков также под контролем. Важно, чтобы правила безопасности соблюдали сами люди: не допускали бесконтрольные выжигания прошлогодней травы для очистки участков, имели под рукой элементарные средства для борьбы с огнем.
Будут ли в этом году в сухую и жаркую погоду закрывать доступ в лес? И повысятся ли штрафы за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесу?
Иван Валентик: Естественно, при высоких классах пожарной опасности ограничения на посещения лесов должны вводиться. Если этого не делать, мы не сможем уберечь лес от огня.
Что касается штрафов, то последняя волна увеличения была в 2014 году. Не думаю, что сейчас надо еще повышать санкции. Посмотрим на ситуацию в этом году и на этом основании будем делать выводы или о дальнейшем повышении штрафов, или о повышении эффективности управления лесопожарной ситуацией. Речь может идти о повышении частоты патрулирования лесов, обеспечении инспекторов дополнительными техсредствами.
Кстати, здесь хотел бы отметить, что сейчас мы занимаемся зонированием лесов. Эта работа проводится как для выявления наиболее экономически перспективных участков, так и для определения территорий, на которых обязательно или необязательно тушить пожары. Если это глубокая тайга, считаю, нет необходимости тратить бюджетные деньги на борьбу с огнем, который не угрожает людям, объектам экономики и экологии.
Скажите, отрасль как-то пострадала от нынешнего кризиса?
Иван Валентик: Конечно, это неизбежно. Многие инвестпроекты, в том числе по переработке древесины, связаны с привлечением зарубежных источников финансирования. И некоторые могут быть заморожены из-за подорожания оборудования. Также бюджетное финансирование лесного хозяйства в 2015 году сократили на 10 процентов от запланированного объема.
Поэтому в качестве антикризисных мер можно предусмотреть введение моратория на исключение инвестпроектов из утвержденного приоритетного перечня, чтобы поддержать предприятия, которые ввиду сложных экономических условий оказались в затруднительном положении. Здесь же можно предусмотреть и поддержку арендаторов, бизнеса, который по ряду тех же причин испытывает проблемы с рентабельностью. Возможно, стоит подумать о рассрочке платежей за аренду лесных участков или отмены пени за просрочку. То есть мы не выступаем за бездумное расторжение договоров аренды участков, а настаиваем на дополнительной поддержке бизнеса в нынешних условиях.
Не исключаю, что в будущем кризис может затронуть и тех, кто занимается лесозаготовками. Поэтому сейчас стоит подумать о мерах поддержки этого сектора. Но эти вопросы больше в компетенции наших коллег из министерства экономического развития и министерства промышленности и торговли. Что касается наших полномочий, то хотим создать условия для финансовой самодостаточности госорганизаций, которые выполняют лесохозяйственные работы на неарендованных территориях. Бюджетных денег не хватает, поэтому мы должны сделать так, чтобы эти организации могли зарабатывать. Предлагаем разрешить госорганизациям вырубать по договорам купли-продажи спелые перестойные деревья, оплачивая их стоимость в федеральный бюджет по минимальным ставкам. Причем это можно было бы делать прозрачно - через биржевой механизм. Разницу между оплатой ставок и доходом от продажи спелой древесины госорганизации могли бы тратить на собственное финансовое обеспечение, а это и заработная плата, и обеспечение соцгарантий.
Вы завершили подготовку так называемого "бизнес-пакета" законов. Расскажите об этом.
Иван Валентик: Да, мы сейчас на финальной точке подготовки законов, которые должны повысить инвестиционную привлекательность лесов. Речь идет о том, чтобы разрешить малому и среднему бизнесу в регионах доступ к лесным ресурсам по упрощенной схеме - договорам купли-продажи. При этом к ставкам платы за пользование лесными участками мы предлагаем добавить региональные повышающие коэффициенты. За счет этих коэффициентов регионы будут финансировать свои госорганизации, занимающиеся защитой лесов и их восстановлением. То есть создаем некий баланс.
Следующий закон - это пролонгация договоров аренды лесных участков на новый срок. Сейчас предельный срок действия договора аренды участка для заготовки древесины - до 49 лет. Мы предлагаем увеличить его до 98 лет, помимо этого сохранить механизм преимущественного права для добросовестного арендатора. То есть в лесу должен быть хозяин, который мог бы планировать долгосрочную деятельность. Мы хотим, чтобы арендатор знал, что при нормальном исполнении обязанностей его никто не выгонит из леса условно через пять лет, что он сможет вкладывать свои деньги в лесовосстановление, в строительство лесных дорог и так далее. Он должен понимать, какой "урожай" можно получить через определенное количество лет, и он должен иметь возможность просчитывать рентабельность.
Еще одна тема - это лесные конкурсы. Сегодня лесные участки раздаются на аукционах. То есть делянку получает тот, кто предлагает за нее максимальную цену. Мы же хотим оценивать будущих хозяев участков по целому ряду параметров, поэтому и предлагаем ввести систему конкурсов. В совокупности все эти законы могут дать серьезный экономический эффект в лесопользовании, в частности активизировать глубокую переработку древесины. Рассчитываем, что первый закон для бизнеса будет принят весной. Надеемся, в весеннюю же сессию в первом чтении будут приняты законы по пролонгации договоров аренды и лесным конкурсам.
В стране объявлена программа импортозамещения. Лесной комплекс - та отрасль, где можно было бы снизить зависимость от импорта готовой продукции. Однако давно звучат претензии, что мы гоним "кругляк" на экспорт, а сами покупаем за рубежом мебель и бумагу.
Иван Валентик: Это опять же не совсем наш вопрос, он скорее в компетенции минпромторга. Но я могу назвать потенциальные сферы для импортозамещения именно в лесном хозяйстве. Например, потребность в специализированной лесохозяйственной спецтехнике не только по охране лесов и пожаров, но и технике, которая используется в лесовосстановлении, для рубок или лесозащитных мероприятий, составляет около 40 тысяч единиц. Это огромная ниша для производителей, особенно если будет оказываться господдержка для сборки техники на российских предприятиях и помощь в ее закупках организациями, ведущим лесное хозяйство. Кстати, для производства мог бы привлекаться капитал не обязательно западноевропейских, а, например, белорусских партнеров.
С 1 января в России заработала единая государственная система учета древесины. Что это даст?
Иван Валентик: Цель введения ЕГАИС в рамках принятого 415-го федерального закона - усиление госконтроля за оборотом древесины. То есть впервые вводится госучет всей заготавливаемой в России древесины и контроль за совершением сделок с круглыми лесоматериалами. Введение ЕГАИС предполагает целый комплекс изменений в лесном хозяйстве. Деревья, в частности, особо ценные породы, будут маркировать при экспорте. Все действия с "кругляком", начиная от вырубки и заканчивая продажей, будут учитываться в электронной системе. Перевозить древесину можно будет исключительно с сопроводительными документами. А для приобретения партии леса надо будет подать декларацию в установленном законом порядке и через единый портал государственных и муниципальных услуг.
В ЕГАИС будет содержаться информация о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, ведущих заготовку и продажу древесины. В частности, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи леса, декларации о сделках с древесиной. Словом, ЕГАИС позволит обеспечить прозрачность всех сделок на рынке. Это первая, достаточно амбициозная попытка, позволяющая учитывать реальный объем заготовленной древесины. Проще говоря, мы хотим прослеживать путь каждого бревна, начиная с делянки до момента поставки на перерабатывающий завод.
Этот проект рассчитан на несколько этапов. С 1 января заработал портал ЕГАИС. Это еще не сама система, но электронный ресурс, который позволяет вносить сведения о договорах аренды лесных участков, о договорах купли-продажи древесины. То есть сейчас на портале ЕГАИС накапливается информация о сделках. Кроме того, с 1 января мы ввели предэкспортную поштучную маркировку особо ценных пород дерева - дуба, бука, ясеня. А с 1 июля вступят в силу нормы о декларировании сделок, и соответственно в систему уже будет загружаться информация о возникновении и переходе права собственности на древесину. И поэтому система уже будет идентифицировать декларированный объем, привязывая его к конкретному правоустанавливающему документу на конкретный куб древесины. Следующий этап предусмотрен с 1 января 2016 года, когда полностью станут действовать все нормы, включая ответственность за несоблюдение требований.
Каких результатов вы хотите добиться в результате введения системы учета леса? Давайте измерим в чем-нибудь конкретном, например, в кубах древесины.
Иван Валентик: Сегодня, по официальным данным, в России незаконно заготавливаются около 1,2 миллиона кубометров древесины. Это цифры, которые нам дают регионы. Вместе с тем есть некое экспертное понимание о существовании серого рынка. Приведу один из примеров. В частности, нелегальный рынок долгое время формировался, в том числе за счет предоставления гражданам лесоматериалов в порядке льготы для удовлетворения собственных нужд, например, на постройку дома, на ремонт строений, на дрова. Люди у нас предприимчивые, и некоторые бизнесмены в лесных поселках скупали древесину якобы для этих целей. Граждане при этом получали какие-то минимальные деньги. Однако с 1 июля прошлого года введен запрет на сделки с древесиной, которую получают граждане для собственных нужд. И мы уже наблюдаем снижение заготовок. Это говорит о том, что первые нормы закона начали работать. Но это, понятно, только одна сторона борьбы с незаконными сделками. Надо еще учитывать так называемых "черных лесорубов", поджигателей. Существует и ряд других серых схем.
Насколько конкретно могут сократиться объемы незаконных заготовок, сейчас сказать сложно. Сможем назвать цифры чуть позже, когда система начнет работать. Но сама концепция 415-го федерального закона об учете древесины и сделок с ней предусматривает создание условий, при которых невозможно вывести на рынок лес, не имеющий соответствующих правоустанавливающих документов. Думаю, первые результаты увидим через год-полтора после введения всех норм этого закона.
Недавно появилась информация, что найдены насекомые, которые могут бороться с короедом-типографом, уничтожившим, как говорят, уже треть хвойных лесов Подмосковья. Да и в других регионах это беда.
Иван Валентик: Да, есть такие насекомые - энтомофаги. Это действительно хороший способ естественной, природной защиты против вредителей. Весной планируем выпускать этих насекомых на пораженных участках леса. Хотя работа ведется давно, и можно констатировать, что проблема короеда затухает. Сейчас основная задача органов власти Московской области - вырубить усохшие и погибшие насаждения. Важно, чтобы на этих участках лес восстанавливался, а срубленная древесина, имеющая товарную ценность, использовалась эффективно. Сейчас есть серьезный интерес коммерческих организаций к возможности получения права на заготовку этой древесины.
По нашим оценкам, чтобы избавить леса Московской области от больных деревьев, нужно провести рубки, уборку валежника и другие санитарно-оздоровительные мероприятия на площади примерно 100 тысяч гектаров. Санитарные рубки уже проведены на площади примерно 22 тысячи гектаров.
Недавно к Рослесхозу были существенные финансовые претензии Счетной палаты. Не много ни мало, вопросы есть к 18,5 процента бюджетного финансирования лесного комплекса. Понимаю, что это касалось прошлого периода, когда лично вы еще не занимали руководящую должность. Но, тем не менее, вы согласны с оценкой контрольного ведомства?
Иван Валентик: Претензии действительно серьезные, и они были озвучены публично в присутствии президента. Конечно, нас очень волнует этот вопрос, и мы его внимательно анализируем. Отвечу по порядку. Примерно 75 процентов суммы, к которой есть вопросы, - это возникшая недоимка по договорам аренды в регионах, которая накапливалась с 2007 года. То есть, регионы попросту недобрали с арендаторов деньги, плюс на эту сумму были начислены пени. В том числе, учитывались средства, которые взыскать просто нереально -многие арендаторы прошли через процедуру банкротства. А инвестпроекты некоторых арендаторов решено исключить из приоритетного списка, который поддерживался государством, поэтому сумма их задолженности выросла еще в два раза. И весь этот багаж сейчас ставится нам в вину.
Есть у Счетной палаты еще претензии к деятельности нашего подведомственного учреждения - "Авиалесохране". Но этот вопрос, связан с тем, что Рослесхоз не успел своевременно доработать нормативно-правовые акты. Мы с этим согласились, и уже подготовили соответствующий проект постановления правительства. Все остальные претензии связаны с результативностью, эффективностью вложения бюджетных средств, но они носят уже индивидуальный характер. Каждый вопрос внимательнейшим образом отдельно отработаем. При этом важно, что каких-то фактов хищений, нецелевого расходования бюджетных средств в деятельности Рослесхоза не установлено.
Мы согласны со Счетной палатой в том, что Рослесхоз, как главный администратор доходов, несет формальную ответственность за поступление платежей в бюджет. Вместе с тем хочу обратить внимание на важный момент, о котором я, кстати, говорил на коллегии Счетной палаты: Рослесхозу не хватает контрольно-надзорных функций для управления регионами, в том числе это касается денежных отчислений. Сегодня мы не можем обязать регион выполнить наше предписание. Это делается только по доброй воле руководителей некоторых субъектов, чего явно недостаточно. Поэтому мы также будем работать над возвращением части полномочий по управлению лесным хозяйством на федеральный уровень.
Иван Владимирович, вы знаете, из чего сделан рабочий стол, за которым вы сидите, и где он произведен?
Иван Валентик: Знаю, это испанский стол. Я не менял мебель в кабинете, который ранее занимали другие руководители. Но ваш вопрос справедлив. В России есть деревообрабатывающие предприятия, которые по качеству продукции могут конкурировать с лучшими испанскими, итальянскими производителями. Наши компании выигрывают тендеры на поставки мебели в зарубежные пятизвездочные отели. Таких предприятий пока немного, но они есть. Считаю, у нас есть возможности производить качественную продукцию деревообработки.
Может быть, стоит оснастить качественной отечественной мебелью кабинеты больших руководителей, госслужащих в России?
Иван Валентик: Абсолютно поддерживаю эту идею. Подобное делается, например, в автомобилестроении. Все мы знаем о проекте "Кортеж", предполагающем создание серии отечественных авто для первых лиц государства. Есть и другие примеры.
Я бы мог по аналогии с автомобилями предложить выстроить систему госзакупок по приобретению только российской мебели, по крайней мере для покрытия потребностей государственных и муниципальных органов власти. Мне кажется, это вполне разумная мера, которая поддержит наши предприятия. Также можно поддержать деревянное домостроение. Это темы, которые напрямую не относятся к лесному законодательству, но, если ими серьезно заниматься, положительный эффект обязательно будет. Лесозаготовщики и переработчики ориентированы на спрос на внутреннем и на внешнем рынках. Будет спрос, будет и предложение.