В России ввели моду на просвещение

В Театральном Центре имени Мейерхольда подвели итоги программы "Научный музей в XXI веке", наградив лучшие музейные проекты, созданные c 2006 по 2014 годы. Целью проекта было сформировать и распространить новое культурное направление - мода на "умный досуг", то есть на просвещение. И за 8 лет работы это удалось сделать. Программа "Научный музей в XXI веке" изменила уже существовавшие музеи и помогла создать новые.

За это время прошло 8 грантовых конкурсов, 5 масштабных фестивалей науки в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде и Петрозаводске. Также, 30 руководителей региональных музеев прошли стажировку в варшавском Центре науки "Коперник", одном из крупнейших в Европе просветительском центре.

В рамках программы в Москве состоялся двухнедельный Фестиваль популярной науки, основным элементом которого стала первая в России выставка научного искусства "Наука, как предчувствие". Она познакомила горожан с мировой классикой science-art. Выставку сопровождали научно-популярные лекции, кинопоказы, мастер-классы художников, прошла конференция для музейщиков на тему новых технологий в искусстве и музейной практике. А уже на втором фестивале была создана первая отечественная научно-популярная выставка "Жизнь. Версия науки".

Музеи науки появились в подмосковном Троицке, Петрозаводске, Барнауле. Современные интерактивные экспонаты пополнили иркутский "Экспериментаниум", челябинский "Экспериментус" и петербургский "Лабиринтум". С помощью понятных и образных конструкций научные музеи вернули интерес зрителей к естественным и техническим наукам.

И вот программа завершилась. С одной стороны - от этого немного грустно. С другой - есть абсолютная уверенность в том, что все проекты, созданные в рамках программы, продолжат развиваться и дальше, увлекая наукой тех, кто ей еще не проникнулся. Программа "Научный музей в 21 веке" доказала, что популярная наука нужна и интересная народу.

В церемонии приняли участие: инженерный театр АХЕ, известный ученый, просветитель, эксперт Алексей Семихатов, известный sci-art куратор и художник Дмитрий Булатов, художники Юлия Боровая, Дмитрий Морозов.

Прямая речь

Алексей Семихатов, ученый:

Этот восьмилетний срок не такой уж маленький. За это время ребенок, которого сначала не было еще в проекте, предпринимает такой важный шаг, как уходит от вас в школу и там как-то сам начинает выкручиваться и расти. С музейным конкурсом нашим было ровно также. Начинался этот проект, как экспедиция в незнакомое море, в незнакомые земли. И, собственно, как все эти экспедиции, снаряжался из подручных средств: капитан, деньги, наспех собранная команда, продовольствие и выпивка… Колумб после того, как побегал по спонсорам своего путешествия, в конце концов загрузился и отправился. Единственное - в команде, что Колумба, что Магеллана, было много отъявленных проходимцев. Это единственное, чем мы от них отличаемся, в остальном, все было точно так же.

Например, в истории Великих географических открытий был такой замечательный эпизод, когда плывший в свое время в Индию Диогу Диаш сбился с курса, на что-то отвлекся и заблудился. В результате, открыл Мадагаскар. Мы часто пользовались этим приемом, потому что поначалу вообще не очень понимали, куда двигаться. В нашей эпохе географических открытий, которые мы сделали за эти восемь лет, были свои анахронизмы. Господь Бог, который компоновал наш мир, в котором мы эти восемь лет жили, иногда путал более раннюю эпоху с более поздней. Многое было. А в итоге произошло то, что и должно было произойти: открытие новых путей. Оживился обмен предметами и не только предметами, но и идеями, людьми. Артефакты стали выезжать с места на место, разные люди стали переводить их и показывать друг другу. Привозили на ярмарки и выставки, куда стекалось огромное количество людей.