Среди опрошенных 49% убеждены, что из-за бурного развития технологий специалисты инженерного профиля не останутся без работы и будут всегда востребованы. Кроме того, молодые люди считают, что зарплата получивших техническое образование людей обычно выше, чем у их коллег с гуманитарным образованием.
На втором месте в рейтинге перспективных профессий, по мнению опрошенных, экономические и финансовые специальности, так считают 28% молодых специалистов. Кроме того, участники опроса уверены, что это самые высокооплачиваемые профессии, представители которых никогда не останутся без работы.
Как отметили эксперты кадрового и образовательного рынка, в последние годы действительно происходят структурные изменения в этой сфере. "Инженерный труд становится более динамичным, специалисты быстрее поднимаются по карьерной лестнице, но при этом они должны знать не только свою узкую инженерную область. Сегодня инженеры должны разбираться также в теоретической механике, планировании, обработке данных, конструировании, то есть обладать более широкими компетенциями и непременно уметь грамотно работать в команде. И зачастую им приходится работать в команде, состоящей из людей, не имеющих инженерного образования, - рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов на "Деловом завтраке" в "Российской газете". - Сейчас быстро развиваются стыковые области инженерного труда - промышленный дизайн, биотехнологии и информационные технологии. И важнейшей характеристикой выпускника инженерного вуза сегодня является то, насколько оперативно, эффективно и безболезненно он может адаптироваться под изменения окружающей среды и технологий производства".
По словам замминистра, серьезным стимулом в развитии инженерного образования может стать вопрос стандартов. И для его решения был создан Координационный совет. "Это государственно-общественная структура, которая отвечает за содержание инженерной специальности. И теперь силами совета будут создаваться учебно-методические объединения по разным группам специальностей. Я считаю, что эта работа приведет к правильному позиционированию инженерного образования и систематизации компетенций, которые должны иметь специалисты на выходе", - отметил Александр Климов.
Работодатели утверждают, что самое необходимое сегодня инженеру качество - желание профессионального и личностного роста. "Очень быстро и интересно развиваются производство и технологии в разных отраслях. Это касается и "горной отрасли". Большие изменения происходят в производстве, добыче и обогащении стали. Поэтому специалисты нам нужны гибкие и разносторонние, - отметила заместитель генерального директора компании "Металлоинвест" по организационному развитию и управлению персоналом Марина Новикова. - Поэтому мы начинаем работать с молодыми специалистами, когда они еще не являются специалистами, то есть в школе. Специально, чтобы отбирать молодые таланты, мы разработали стипендиальную программу".
"Уже абсолютно все понимают, насколько нужны квалифицированные инженеры. Но говоря о том, сколько их должно быть, мы никогда не называем цифр. Это не потому, что мы не можем ответить, а потому, что определенного ответа здесь не может быть, - считает ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров. - С помощью интернациональных советов, ассоциаций, ведущих технических университетов и министерства образования мы можем приблизиться к пониманию того, какое количество кадров нам необходимо. Сейчас, несмотря на сокращение общего числа абитуриентов из-за демографической ситуации, конкурс на технические и инженерные специальности повышается. В лучшую сторону меняется и качество самих абитуриентов".
По словам ректора МГТУ им. Баумана, последние годы на инженерные специальности поступают очень талантливые ребята, четко сориентированные на профессию: "И это с учетом, что у нас есть не только модные профессии. Есть такие специальности, например, как физика взрыва, технология машиностроения, прокатка, обработка давлением и так далее. И на эти специальности сейчас поступают очень хорошие ребята, а еще лет 5-7 назад мы испытывали трудности с набором на такие факультеты. Мы чувствуем, что у абитуриентов и родителей изменилось отношение к инженерному образованию. Люди понимают, что это очень достойное образование и, получив его, можно работать в любой сфере".
Между вузами и работодателями продолжаются разговоры о том, каким должен быть сегодня специалист. К сожалению, специалистов, которые с ходу, придя на производство, могут разобраться в своих обязанностях и верно выстроить задачи, очень мало. "Конечно, работодатель хочет инженера, остро заточенного под определенную задачу. Но знания сегодня очень быстро устаревают. Это как с компьютером - пока мы вынимали его из коробки, он уже устарел. С образованием та же история. И к этой проблеме нужно подходить диалектически, мы должны научить молодых людей учиться всю жизнь. Студенты должны добывать знания самостоятельно, сохранять их и уметь использовать. Фундаментом такого непрерывного саморазвития должно стать базовое инженерное образование", - добавил Анатолий Александров.