Такие данные получили аналитики проекта HeadHunter для начинающих работников, опросив более двух тысяч студентов российских вузов и молодых специалистов. На втором месте в рейтинге перспективных профессий оказались экономические и строительные: респонденты отдали им по 28 процентов голосов. На третьем месте - медицинские специальности. А вот самой бесперспективной студенты считают специальность педагога: она набрала всего 7 процентов. В ходе того же опроса аналитики выяснили и другое: в выбранной специальности разочаровывается каждый пятый студент. Причем к моменту защиты диплома уже четверть выпускников уверены, что будут работать в другой сфере . Причина? Нередко, поступая в вуз, ребята даже не представляют, чему их будут учить и что их ждет в будущей профессии. Отсюда обманутые ожидания. А 23 процента студентов разочаровываются в профессии из-за низкого качества образования.
Больше всего довольны своей специальностью студенты-медики (34 процента), будущие юристы (29), а также маркетологи и рекламисты (26).
- Я шла учиться на врача сознательно, как и многие сокурсники. Уверена, что выбрала профессию правильно, - рассказывает Дарья Рудницкая, студентка третьего курса МГМСУ им. Евдокимова. - Практика в больнице это подтвердила. Как бы не было сложно во время учебы, это того стоит, когда видишь людей, которым помог.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
- В 17-18 лет абитуриент чаще всего выбирает вуз под большим давлением СМИ, стереотипов, семьи. И не всегда этот выбор оказывается правильным. Если студент понял, что ошибся, есть несколько вариантов выхода из ситуации. Например, перевестись на специальность смежной области внутри вуза или в другое учебное заведение. В одних случаях придется пересдать экзамены, а в других - поступать заново.
Еще вариант: закончить бакалавриат по выбранной специальности, а продолжить обучение в магистратуре по другой, скорректированной программе.
В ВШЭ действует тьюторская программа психологической помощи. Наставники выясняют, в чем причина неуспеваемости студента, составляют индивидуальную программу (которая может включать и смену специальности), помогают справиться со стрессом и адаптироваться к университету, профессионально самоопределиться.
Мы планируем распространить этот опыт и в других вузах.