В Москве станет больше киосков

Столичные власти решили в кризис не сокращать, а, напротив, увеличивать количество нестационарных объектов и нашли дополнительно 217 мест для установки киосков.

Об этом сообщил глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Сейчас, по его словам, в городе реально работают порядка 7 тысяч мелкорозничных объектов. Цены в уличных ларьках, правда, даже в среднем на 20% выше, чем в магазинах, но люди любят ходить в них, когда нужно купить что-то по мелочи: хлеб, молоко, творог, сметану, газеты и журналы, цветы. Ну а летом, конечно же, мороженое. В магазин за всем этим ходить не всегда удобно, да и потратиться можно: всегда есть соблазн помимо необходимого прихватить что-нибудь, без чего можно обойтись. К тому же мелкая розница - это дополнительно не менее 20 тысяч рабочих мест, так как в одном киоске могут трудиться до трех человек. По словам Немерюка, уже через две недели новые киоски, дизайн которых разработан Москомархитектурой, начнут устанавливать в центре Москвы.

"Сейчас речь идет только о том, чтобы в качестве эксперимента поставить в ЦАО порядка 30 киосков. "Будем смотреть, как работать начнут, как люди на них отреагируют, одним словом, приживутся или нет", - поясняет глава департамента. За право занять то или иное место предприниматели будут бороться на электронных аукционах, которые проведет департамент по конкурентной политике. Изготовление, оснащение и монтаж уличных объектов берет на себя город (по аналогии с организацией торговли на ярмарках выходного дня).

Но если участие фермеров и производителей продукции в ярмарках бесплатное, то за торговлю в киосках нужно платить. На аукционах будет разыгрываться договор на право торговли, который заключается теперь уже не на три года, как было ранее, а на пять лет. Начальная цена на аукционе за право аренды киоска, по словам Немерюка, начнется от 650 тысяч рублей. Как пояснил в беседе с корреспондентом "РГ" генеральный директор розничной сети крупнейшей российской компании по продаже мороженого Сергей Тубольцев, скорее всего в ходе аукционов начальная цена может вырасти на треть, но это не пугает.

Пятилетний договор все равно гарантирует, что прибыль будет. К тому же раньше киоски, как правило, сдавались и пересдавались в субаренду, и каждому посреднику надо было платить. По словам Немерюка, иногда начальная стоимость аренды повышалась аж в 85 раз! У каждого нового киоска, рассказал Немерюк корреспонденту "РГ", будет своя специализация. Иными словами, в уличной палатке под вывеской "Хлеб" нельзя будет продавать молоко или выпечку. К сожалению, сейчас нередки случаи, когда предприниматели самовольно меняют специализацию объектов.

Арендовали, например, место под овощной киоск, а торгуют вовсю шаурмой - более ходовым товаром. 90 объектов до сих пор продолжают незаконно торговать табаком. "Владельцы киосков приделывают к ним козырьки и выдают за торговые павильоны, которые под действие антитабачного закона не подпадают, - пояснил Немерюк. - Обращаемся в суд, но он не всегда на нашей стороне". При установке же новых киосков в договорах аренды будет четко прописана специализация. И если человек ее изменил, это грозит ему расторжением договора и потерей места.