В последние годы эта отрасль успешно развивалась, что позволило российским компаниям, выпускающим высококачественную продукцию, конкурировать с зарубежными. Но обострение существующих на рынке проблем может, по мнению его участников, привести к стагнации в отрасли, что особенно тревожно в нестабильной экономической ситуации. Одна из проблем связана с принятием закона, ограничивающего использование пластика для пива, ведь пивоваренные компании являются, напомним, крупнейшими потребителями ПЭТ-упаковки.
Экономические последствия
Летом прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете с 1 января 2016 года продажи пива в пластиковых бутылках объемом больше 0,5 литра и крепостью выше 4%. Производители пластиковой тары считают, что такое ограничение сделает невыгодным для пивоваров использование ПЭТ, и они перейдут на стеклянную и алюминиевую упаковки. В результате рынок ПЭТ-бутылки, уже сжавшийся до 71% из-за падения внутреннего спроса и валютных колебаний, вынужден будет снизить производство еще на 20%.
За последние годы на 30% сократился и пивоваренный рынок России. По данным исследования, проведенного Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, в 2009-2012 гг. потребление пива в стране уменьшилось на 2,3 млрд литров, что привело к сокращению 61 тысячи рабочих мест и снижению ВВП на 59 млрд рублей. Эксперты объяснили это ростом акцизов на фоне ужесточения регулирования. По их словам, повышение ставки акциза уже повлияло на себестоимость пива, которое в пересчете на процентное содержание алкоголя стоит теперь в 1,5 раза дороже крепких напитков. Специалисты также отметили, что система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России является одной из наиболее жестких в Европе.
Директор департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ Вадим Живулин считает, что в последнее время в отношении пивоваренной отрасли "постоянно появляется большое количество законодательных инициатив, принятие большей части из которых нецелесообразно". "Безусловно, государственное регулирование необходимо, но оно должно быть обоснованным и предсказуемым, поскольку бизнес нуждается в долгосрочном планировании инвестиций", - отметил он.
Новые запреты могут привести к дальнейшему падению пивного рынка как минимум на 20%, полагают его участники. В первую очередь пострадают более пятисот средних и малых региональных пивоварен, которые большую часть своей продукции выпускают в пластиковой упаковке. Их закрытие приведет не только к массовому сокращению рабочих мест. Региональные бюджеты недополучат десятки миллиардов акцизных рублей. И это не преувеличение! Только в 2013 году пивоваренная отрасль принесла стране 126 млрд рублей в виде акцизов.
Могут возникнуть проблемы и у торговых сетей. По словам директора Волгоградского филиала дистрибьюторской компании "Мегаком" Алексея Белозерова, объемы реализуемой пивной продукции в ПЭТ-таре в сельской местности составляют 40%. Замена полимерной тары на стекло увеличит расходы на упаковку и транспортировку и поставит компанию на "грань выживания". Запрет может ударить и по потребителю. Это может привести к тому, что россияне из-за повышения цен на слабоалкогольные напитки переключатся на более дешевый крепкий алкоголь и суррогаты.
Дело в культуре
Борьба с алкоголизацией общества - один из главных доводов разработчиков законопроекта. Они утверждают, что запрет ПЭТ сделает пивоваренную продукцию менее доступной. Однако с этим доводом не согласны эксперты. Так, председатель межрегиональной организации Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков убежден, что изменения в законодательстве не улучшат ситуацию с алкоголизмом в России, а лишь приведут к перераспределению доходов. По его словам, "принятие этого закона будет означать перекладывание денег из кармана производителей пива в карман производителей крепкого алкоголя".
В свою очередь, пивовары считают, что успех в борьбе со злоупотреблением алкоголем прежде всего зависит от грамотной политики государства по изменению структуры потребления напитков в сторону менее крепких и развитию культуры пития. Сами производители пивоваренной продукции неоднократно высказывались в поддержку государственной антиалкогольной политики. С 1 января 2014 года они добровольно отказались от производства пива в ПЭТ-бутылках емкостью 2,5 литра, а также розлива напитка крепостью более 6% в пластиковую тару объемом свыше 2 литров. А недавно компании, имеющие производства в Свердловской области, подписали Кодекс чести участников рынка пива. Инициатором выступил Союз российских пивоваров и Объединение участников пиво-безалкогольного рынка. Документ подразумевает соблюдение высоких стандартов производства и работу по пропаганде ответственного потребления пива.
Защитить бизнес
Представители пивоваренной индустрии, смежных отраслей, а также региональных властей уверены, что вопрос о дальнейшем ограничении объемов ПЭТ для пива требует более тщательной проработки. Они считают, что непродуманный запрет с коротким переходным периодом может пагубно отразиться на экономике и привести к серьезным проблемам сразу в нескольких отраслях.
Кроме того, по мнению ряда экспертов, исключение ПЭТ-тары из оборота отдельно взятой отрасли выглядит странным, поскольку во всем мире пластик широко используется на протяжении более 40 лет. Европейский союз еще в 2002 году официально одобрил ПЭТ для применения в пищевой промышленности. В странах Западной Европы и США в полимерную тару разливают даже крепкие алкогольные напитки. Существует и множество исследований, проведенных научными организациями Италии, Соединенных Штатов, Германии и России, которые подтверждают безопасность ПЭТ. Так, специалисты ведущего в Европе Института технологий и упаковки Fraunhofer IVV проанализировали образцы пластиковой бутылки на содержание в них вредных веществ, которые упоминаются в публикациях в связи с негативным влиянием ПЭТ на здоровье, и ни одно из них не обнаружили. Среди прочих плюсов такой упаковки специалисты отмечают ее экологичность, относительно невысокую цену, малый вес и возможность стопроцентной переработки. Наличие большого количества преимуществ у пластиковой упаковки позволяет говорить о том, что вопрос с ее запретом все еще недостаточно проработан. И доводить его до ума нельзя без учета мнения представителей отраслевого бизнеса. Так, пивовары и предприятия из смежных отраслей Свердловской области приняли решение объединиться в саморегулируемую организацию, чтобы участвовать в разработке и принятии новых законов. Скоро в Екатеринбурге может появиться "Союз участников пивобезалкогольного рынка Свердловской области". По словам директора НП "Объединение участников пивобезалкогольного рынка" и представителя "ОПОРЫ России" Камаля Лебедева, "необходимо менять госрегулирование на саморегулирование".