Новости

19.02.2015 00:22
Рубрика: Общество

Простить, чтобы воскреснуть

В Великий пост нельзя войти без Прощеного воскресенья
"Мария, приветствую вас! У меня большая обида на тещу: если б не ее властный характер да постоянное желание уколоть, если б не ее язвительность, думаю, с женой бы мы не развелись - любовь у нас с женой была! И дочка бы выросла по-другому - моей, а не чужой...

А ведь сколько добра я теще делал! Но все без толку, все не так, все мало! Все ее раздражало: начиная с мелочей - как я хлеб обламываю, а не отрезаю, заканчивая моими книжками по духовным практикам (я тогда увлекался), тем, что я не по специальности работаю (инженер я по образованию)! Долго история тянулась, я даже в другой город не от жены с дочкой, от тещи уехал... Месяц назад сестра сообщила, что теща раком болеет, а на днях сам узнал, что и у меня в анализах онкомаркеры нашли, надо обследоваться. Сестра говорит: "В церковь беги, покайся!", а еще считает, что у тещи надо прощения попросить, мол, много я ее клял. Может, и надо, да не поздно ли?"

Дмитрий

Дмитрий, здравствуйте! Дмитрий, как говорил наш актер и режиссер Олег Ефремов, пока люди живы, в их взаимоотношениях нет ничего невозможного. А афонский старец Паисий Святогорец так сформулировал один из важнейших законов духовной жизни: "Человеку, для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего... находят под могильной плитой ключ от вечности. Просто любить кого-то - это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого".

По-моему, очень точные и аргументированные критерии того, как оценивать свое духовное развитие. Оказывается, главное - это состояние твоего сердца: способно ли оно на любовь? Но любовь - это не шелуха слов, это дело. И как понять, есть ли в тебе любовь не просто к ближнему, избранному тобой для любви, а к любому - дальнему, чужому, неприятному тебе и даже к тебе враждебному? Такой критерий любви тоже есть. Это умение простить. И тут, Дмитрий, самое время рассказать про Прощеное воскресенье. Думаю, этот удивительный день вам поможет.

Итак, в этом году 22 февраля у православных христиан наступает последнее воскресенье перед Великим постом. Дмитрий, в Церкви все не случайно, все продумано, все учитывает природу человека. Смотрите, позади Масленица с разгульным весельем, широкими пиршествами (пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам!), с безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость Масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день - Прощеное воскресенье.

Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но тут возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "...и

прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!"

 

Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это не могу? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!" Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя - опасно!

Дмитрий, Прощеное воскресенье - это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста!" И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю!" Простить и вступить в Великий пост.

Молитва

При непрощении обид и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих!

Общество Религия Беседы с Марией Городовой Великий пост
Добавьте RG.RU 
в избранные источники