А ведь сколько добра я теще делал! Но все без толку, все не так, все мало! Все ее раздражало: начиная с мелочей - как я хлеб обламываю, а не отрезаю, заканчивая моими книжками по духовным практикам (я тогда увлекался), тем, что я не по специальности работаю (инженер я по образованию)! Долго история тянулась, я даже в другой город не от жены с дочкой, от тещи уехал... Месяц назад сестра сообщила, что теща раком болеет, а на днях сам узнал, что и у меня в анализах онкомаркеры нашли, надо обследоваться. Сестра говорит: "В церковь беги, покайся!", а еще считает, что у тещи надо прощения попросить, мол, много я ее клял. Может, и надо, да не поздно ли?"
Дмитрий
Дмитрий, здравствуйте! Дмитрий, как говорил наш актер и режиссер Олег Ефремов, пока люди живы, в их взаимоотношениях нет ничего невозможного. А афонский старец Паисий Святогорец так сформулировал один из важнейших законов духовной жизни: "Человеку, для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего... находят под могильной плитой ключ от вечности. Просто любить кого-то - это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого".
По-моему, очень точные и аргументированные критерии того, как оценивать свое духовное развитие. Оказывается, главное - это состояние твоего сердца: способно ли оно на любовь? Но любовь - это не шелуха слов, это дело. И как понять, есть ли в тебе любовь не просто к ближнему, избранному тобой для любви, а к любому - дальнему, чужому, неприятному тебе и даже к тебе враждебному? Такой критерий любви тоже есть. Это умение простить. И тут, Дмитрий, самое время рассказать про Прощеное воскресенье. Думаю, этот удивительный день вам поможет.
Итак, в этом году 22 февраля у православных христиан наступает последнее воскресенье перед Великим постом. Дмитрий, в Церкви все не случайно, все продумано, все учитывает природу человека. Смотрите, позади Масленица с разгульным весельем, широкими пиршествами (пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам!), с безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость Масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день - Прощеное воскресенье.
Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но тут возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "...и
прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!"
Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это не могу? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!" Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя - опасно!
Дмитрий, Прощеное воскресенье - это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста!" И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю!" Простить и вступить в Великий пост.
Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих!