Сергей Разов, Посол России в Италии:
Введенные Евросоюзом санкции в отношении России, безусловно, влияют на российско-итальянское торгово-экономическое сотрудничество.
Товарооборот взаимной торговли упал с рекордных 54 млрд долл. в 2013 году примерно до 49 млрд долл. в 2014 году. Это пока не драматично, но, согласитесь, уже ощутимо. Примечательно, что итальянский экспорт в Россию сократился в большей степени, чем импорт российских товаров, имеющих в основном энергосырьевую направленность. Санкции ударили и по итальянским поставщикам ряда видов высокотехнологичной продукции, которая попала под т.н. "секторальные запреты" (это, например, газо- и нефтедобывающее оборудование для работы, в частности в арктических широтах). Я уже не говорю о военно-техническом сотрудничестве, которое, хотя и было небольшим по объему, всегда являлось свидетельством традиционно доверительного партнерства между Россией и Италией.
Я часто встречаюсь в различных форматах с представителями местных деловых кругов. Бизнес-сообщество в основной своей массе выступает за восстановление полноформатного сотрудничества. Соответствующие обращения на этот счет направлялись в адрес руководства страны как со стороны отдельных лиц, компаний, так и целых отраслевых ассоциаций. Надо сказать, что и политический истеблишмент Италии, четко прислушивающийся к интересам отечественных производителей, проявляет озабоченность на этот счет.
На днях министр экономики и финансов Италии признал негативное воздействие санкций в отношении России на европейских, в том числе итальянских производителей, призвав западных партнеров искать пути возврата к взаимовыгодным экономическим отношениям с нашей страной. Находит здесь понимание и наш тезис о том, что санкции в отношении России давно утратили какую-либо причинно-следственную связь с реально происходящим на Украине и вокруг нее. Чего стоит хотя бы введение Евросоюзом новых ограничений 16 февраля, когда, казалось бы, еще не просохли чернила под минскими соглашениями от 12 февраля, ключевой вклад в достижение которых, по общему мнению, внес президент Российской Федерации. Полагаю, думающие люди в Италии не могут не приходить к умозаключению, что прогрессирующее наращивание санкций - это аномалия, де-факто "форма наказания" России за ее содействие в урегулировании украинского кризиса.