Новости

19.02.2015 15:10
Рубрика: Происшествия

Небо. Параплан. Уголовное дело

Коммерческие воздушные развлечения бывают далеко не безопасными
Коммерческие полеты на мотопарапланах обретают все большую популярность. За несколько тысяч рублей любителям экстремальных ощущений предлагают взмыть в облака. Вот только не все пилоты могут гарантировать безопасность таких развлечений.

Воздух не для всех

В Псковском районном суде рассматривается уголовное дело в отношении владельца мотопараплана. Некий Аркадий И. предлагал всем желающим прокатиться на летательном аппарате в черте города. Как следует из материалов дела, полет в районе монумента "Ледовое побоище" стоил две тысячи рублей, над устьем реки Великой - четыре тысячи.

- Воздушное пространство над территорией Пскова отнесено к классу "С". Там осуществляются учебно-тренировочные полеты самолетов Ан-2 и Ил-76, - говорит Псковский транспортный прокурор Инна Распопина. - Все перемещения здесь возможны только с разрешения контролирующих органов, при наличии диспетчерского обслуживания. Это необходимо, чтобы мотопарапланерист, не дай бог, не столкнулся с другим воздушным судном.

Запрещает полеты над городской территорией и руководство по эксплуатации мотора итальянской компании Polini Motori (таким двигателем пскович оснастил параплан). Устройство может потребовать экстренной посадки, а это опасно не только для пилота и пассажира, но и для случайных прохожих.

- В руководстве пользователя двигателя производитель указал, что товар не сертифицирован, ответственность за его использование несет сам потребитель, - продолжает Инна Распопина. - Кроме того, мотопараплан не был предназначен для перевозки пассажиров. Катая на нем человека, обвиняемый создал реальную угрозу его жизни и здоровью.

Аркадий вину не признал, заявив, что не видит в своих действиях ничего опасного. Суд еще не вынес решение по этому поводу.

Свободные птицы

Многие пилоты, услышав об уголовном деле в отношении псковского коллеги, отказались общаться с корреспондентом "РГ".

- Если посмотреть статистику погибших и травмированных людей, мотопарапланы и парапланы намного безопаснее автомобилей, - заявил один из них. - А журналисты своими материалами создают негативный образ мотопарапланеризма как вида спорта.

Только один из спортсменов-авиаторов - назовем его Александр - согласился прокомментировать ситуацию на условиях анонимности.

Над городом летать интереснее, но закон это строго запрещает

- Для индивидуальных полетов на мотопараплане не нужно оформлять никакие документы, - рассказывает Александр. - В приказе минтранса России от 2011 года говорится, что сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и меньше государственной регистрации не подлежат. Пилотское удостоверение, согласно Федеральным авиационным правилам, также необходимо получать для управления сверхлегким летательным аппаратом весом больше 115 килограммов. Так как вес практически всех мотопарапланов не превышает этой планки, пилотское удостоверение и свидетельство о госрегистрации нам не требуется.

Для коммерческих полетов на мотопарапланах отдельных правил нет, утверждает эксперт.

- Мотопарапланеризм как вид спорта в нашей стране начал зарождаться в 1990-е годы, - отмечает Александр. - Пока этот вид деятельности мало обеспечен законодательной базой. Я сам не катаю пассажиров за деньги, но буду с нетерпением ждать исхода судебных разбирательств в Пскове.

Подальше от аэропортов

Есть очень важное правило, единое для всех парапланеристов, взмывают они в воздух с мотором или нет. Пилот, не желающий вступать в конфликты с законом и создавать угрозу жизни и здоровью других людей, должен летать в воздушном пространстве класса "G". Речь идет о так называемой неконтролируемой территории, которая находится на значительном расстоянии от аэропортов и зон с интенсивным воздушным движением.

- В конце 2010 года для полетов в классе "G" российское законодательство установило уведомительный порядок использования воздушного пространства без получения диспетчерского разрешения, - продолжает Александр. - Мотопарапланерист из Пскова, к сожалению, летал в пространстве класса "C". Конечно, ему и его пассажирам было интересней парить не над полями и лугами, а над достопримечательностями города. Но пилот действительно мог спровоцировать воздушную аварию.

В Псковской области уголовное дело в отношении мотопарапланериста, который оказывал небезопасные услуги, возбуждено впервые. Возможно, дело станет прецедентом и для всего Северо-Западного округа.

- По вине Аркадия, к счастью, никто не пострадал, - подводит итог Инна Распопина. - Однако лучше мы будем действовать на предупреждение несчастных случаев. В полетах на мотопарапланах и других летательных аппаратах нет ничего плохого, если они происходят по закону, с выполнением всех требований безопасности.

Справка "РГ"

На Северо-Западе России в последние годы не было трагических авиапроисшествий с участием пилотов и пассажиров мотопараплана. В прошлом году в Псковской области мотопарапланерист упал в реку из-за неисправного оборудования, но выжил. А в 2011 году в Череповце пилот, летевший в черте города, запутался в проводах и спикировал на автомобиль. Пострадала только техника, участники столкновения чудом остались целы.

В других российских регионах авиапроисшествия заканчивались трагически. К примеру, в Кузбассе в минувшем ноябре насмерть разбился пятикратный чемпион России по парапланеризму. В региональном следственном управлении предполагают, что мужчина рухнул с высоты 350 метров, выполняя фигуры высшего пилотажа на мотопараплане. А в Ярославле мотопарапланерист разбился в прошлом году в День Победы. Мужчина упал в дренажные пруды лакокрасочного предприятия и скончался на месте от полученных травм.

Происшествия Правосудие Суд Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Псковская область Псков
Добавьте RG.RU 
в избранные источники