19.02.2015 09:43
    Поделиться

    На Южном Урале электрички вновь оказались под угрозой

    Жителей большинства субъектов Уральского федерального округа нынешняя история с отменой пригородных поездов не коснулась. Лишь на Южном Урале с 1 февраля перестали ходить несколько электричек, следовавших из Челябинска до Еманжелинска и до Верхнего Уфалея, но уже 5 февраля, после президентской нахлобучки, их восстановили. Тем не менее, как выяснили корреспонденты "РГ", поводов радоваться у пассажиров пока нет: вопрос возмещения выпадающих доходов - основной причины сокращения маршрутной сети - окончательно так и не решен.

    Компенсация в законе

    Обширную территорию Свердловской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей и Югры обеспечивает пригородным железнодорожным сообщением одно предприятие - Свердловская пригородная компания (СПК). Это открытое акционерное общество, 51 процент акций которого принадлежит ОАО РЖД, 49- правительству Свердловской области. Экономические показатели деятельности компании оставляют желать лучшего, к примеру, в 2013-м убытки СПК только в Свердловской области составили 1,3 миллиарда рублей, в 2014-м, несмотря на сокращение 24 маршрутов, - около миллиарда. Только 10 маршрутов в регионе являются экономически выгодными (для сведения: ежегодно электрички перевозят на Среднем Урале более 14 миллионов пассажиров).

    На вопрос о том, кто должен возмещать перевозчику эти убытки, у руководства СПК ответ однозначный. Ссылаясь на 184-ФЗ, железнодорожники напоминают: организация пригородных перевозок железнодорожным транспортом возлагается на регионы. "Органы власти субъектов Федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором фиксируется количество электропоездов, их составность, маршруты, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа. При этом заказ на пригородное сообщение определяется с учетом финансирования из бюджета субъекта РФ. Правительство субъекта РФ как заказчик несет и финансовые обязательства по компенсации суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа перевозчику", - сообщили "РГ" в пресс-службе пригородной компании.

    Власти Тюменской области и Югры полностью возмещают СПК убытки и претензий к ним у железнодорожников, соответственно, нет. С другими регионами УрФО не все идет гладко. Со Свердловской областью, в частности, пикировка шла несколько лет, но в прошлом году наконец договорились: субсидии в размере 1,047 миллиарда рублей покрыли сто процентов выпадающих доходов СПК за 2014 год, как сообщили в областном правительстве, на 2015-й в бюджете заложено на 7,7 процента больше средств. Договор об организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2015-й и возмещении потерь в доходах перевозчика вследствие государственного регулирования тарифов между СПК и правительством региона заключен в конце декабря.

    - Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, правительство Свердловской области, понимая социальную значимость пригородного сообщения, сохранило маршрутную сеть в полном объеме, - подчеркнул гендиректор пригородной компании Евгений Савостин.

    Таким образом, в 2015 году сокращения маршрутной сети на Среднем Урале не произойдет, льготы сохранятся, в летний период традиционно будет увеличена составность пригородных поездов на популярных направлениях.

    Отметим, что пригородных маршрутов за последние годы на Урале стало заметно меньше. К примеру, в Челябинской области с 2012 года их количество упало со 102 до 57, в Курганской - с 44 до 35. Кроме того, нередко железнодорожники экономят, сокращая протяженность маршрута или количество вагонов в составах.

    Договор о прозрачности

    На Южном Урале сегодня ситуация наиболее сложная: здесь власти и перевозчик пока не пришли к консенсусу. Как сообщили в ОАО "СПК", согласно ранее достигнутым договоренностям региональные власти должны выплатить компании 80 миллионов рублей компенсации выпадающих доходов за 2014 год, а на покрытие предполагаемых убытков текущего года потребуется 345,68 миллиона. Власти последняя цифра не устраивает.

    - Методика подсчетов выпадающих доходов не является прозрачной, - поясняет замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Сергей Смольников. - Компания-перевозчик из года в год применяет "котловой" метод: затраты на организацию пассажирских перевозок в Свердловской, Курганской, Оренбургской областях сначала суммируются, а потом, исходя из объемов перевозок (расчет по внутренней методике СПК), идет распределение убытков между регионами. Тогда как нам бы хотелось видеть четкие расчеты конкретно по нашему региону.

    В связи с разногласиями по сумме компенсации договор между Челябинской областью и ОАО "СПК" подписан только на первый квартал 2015 года (это единственный регион в УрФО), заключивший краткосрочный договор). Чтобы хоть как-то снизить расходы на пригородные пассажирские перевозки, правительству Челябинской области пришлось пойти на непопулярные меры и приостановить курсирование 12 электропоездов. По словам чиновников, на этих маршрутах вагоны были буквально полупустыми, между тем расходы на их содержание огромные: данный участок дороги не электрифицирован, по нему курсируют специальные рельсовые автобусы. Только один маршрут Верхний Уфалей-Челябинск обходился в год более чем в 50 миллионов рублей, а после того как железнодорожники объявили о возможном повышении арендной платы за подвижной состав, он и вовсе грозил стать "золотым", поэтому решено было от этого поезда отказаться.

    - Сейчас движение электропоездов восстановлено, но вопрос с их оплатой остается нерешенным: за чей счет банкет? - говорит Сергей Смольников. - Пока не поступало четких указаний федеральных структур, мы надеемся, что будут внесены коррективы в части платы за железнодорожную инфраструктуру.

    Напомним, с 1 января 2015 года для субъектов РФ плата за пользование путями, вокзалами, контактными линиями, платформами и т.п. выросла в 25 раз. То есть если раньше на эти цели из бюджета в Челябинской области направлялось 3,75 миллиона рублей, то теперь сумма превысила 93 миллиона.

    Цифра в условиях кризиса существенная. По словам чиновников, такие траты региону в одиночку не осилить. Поэтому власти все больше склоняются к варианту государственно-частного партнерства - созданию открытого акционерного общества совместно с пригородной компанией, которая является "дочкой" ОАО "РЖД". Такой вариант взаимодействия, по мнению областных чиновников, смог бы стать наиболее эффективным решением затянувшихся проблем, в частности, расчеты железнодорожников станут более понятными и прозрачными.

    Платить по счетчику

    Надежды, питающие соседей, развеивают депутаты Законодательного собрания Свердловской области. Напомним, Средний Урал как раз является одним из акционеров ОАО "СПК", однако, по мнению парламентариев, эта структура, мягко говоря, далека от идеала. Члены комитета Заксобрания по развитию инфраструктуры и жилищной политике не устают сетовать на непрозрачность предъявляемых железнодорожниками цифр. Они даже предлагали создать на Среднем Урале компанию-перевозчика в форме государственного унитарного предприятия. По замыслу инициаторов, локальная (областная) госструктура повысила бы качество перевозок и обеспечила их безубыточность. Тем не менее правительство региона к предложению не прислушалось.

    По мнению начальника отдела регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и транспорта министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Марии Сластниковой, навести порядок в сфере пригородных железнодорожных перевозок способен только строгий учет пассажиропотока на каждом конкретном маршруте. Но как его осуществлять? Начальник управления транспорта при минстрое Челябинской области Александр Филиппов считает, что в сегодняшних условиях это просто невозможно: количество проданных билетов часто не совпадает с числом пассажиров. У министерства, правда, есть своя методика подсчета, но полученные с ее помощью данные порой существенно разнятся с цифрами СПК.

    По словам Марии Сластниковой, региональные власти неоднократно вели речь о необходимости технического переоснащения вагонов, установки инфракрасных датчиков для подсчета пассажиров. Однако камнем преткновения, как водится, стал вопрос финансирования: регион денег на датчики не выделил, СПК за свой счет установила их на нескольких маршрутах, но дальше этого пилотного проекта дело не пошло.

    - Пригородные перевозки являются дотационной сферой деятельности во всем мире. Без финансирования со стороны региональных властей реализация инвестпрограммы, а также перевооружение и развитие пригородного сообщения исключительно силами перевозчика невозможно, - отмечают в пригородной компании. - Правительство Челябинской области от финансирования предлагаемой инвестпрограммы отказалось.

    Поделиться