Предыстория такова: в 2012 году Франция выиграла тендер стоимостью 10 млрд долларов на поставку 126 таких истребителей. Конкурентом французскому "Рафалю" был наш МиГ-35. Как отмечают эксперты, победил не самолет с лучшими характеристиками - французы предложили лучшие условия контракта, включая относительно низкую цену. Кроме того, ВВС Индии не хотели быть полностью зависимым от поставок самолетов только из одной страны. Ведь большинство индийских пилотов летают на российских истребителях.
Но "Рафаль" резко подорожал: цена 126 истребителей выросла вдвое - до 20 млрд долларов. Кроме того, Франция отказалась распространять гарантию на собранные в Индии "Рафали". В итоге ВВС Индии решили отказаться от французских истребителей. Вероятно, после ситуации с "Мистралями" пошатнулась репутация Франции как поставщика оружия.
И самое приятное: "Рафали" могут заменить на надежные, проверенные и более дешевые Су-30МКИ, собираемые в Индии по нашей лицензии. Наши "Сухие" составляют примерно треть всего воздушного флота Индии, а производство одного тяжелого Су-30МКИ индийской компанией HAL обходится в 56 млн долларов. Это вдвое дешевле "Рафаля" при том, что наш еще и лучше француза. По всем позициям.
В этих условиях открывать одну из крупнейших в Азии авиавыставок полетом индийского премьера на "Рафале" было неуместно. Премьер-министр Моди остался на земле и торжественно открыл салон. У стендов российской Объединенной авиастроительной корпорации премьер задержался у новейших вертолетов, постоянно повторяя "Гуд!".
А министр обороны Индии Манохар Паррикар прилетел в Бангалор в точном соответствии с русской поговоркой: с корабля на бал. Корабль - авианосец "Викрамадитья", бывший наш "Адмирал Горшков". Министр почти сутки провел на его борту, наблюдая за полетами и бомбометанием палубных МиГ-29К. Сейчас у берегов Гоа проходят крупнейшие учения ВМС Индии. В океане провели и первый вертикальный пуск сверхзвуковой противокорабельной российско-индийской ракеты "БраМос".
Ну, а "бал" на земле индийским военным наши устроили достойный: в павильонах ОАК представлены Су-30МКИ, МиГ-35, МиГ-29К, Як-130, Бе-200, МТА и Ил-112В. Одна из изюминок салона - истребитель FGFA. Эту перспективную машину мы разрабатываем совместно с Индией.
Представители корпорации "Иркут" обсуждают с индийскими партнерами развитие программы Су-30МКИ. Если "Рафаль" пролетит, то "Сушек" потребуется еще немало. Кроме того, скоро Су-30МКИ будет доработан, и с него запустят авиационную версию "БраМос". Как рассказал руководитель российской делегации заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук, первые пробные пуски "БраМос" проведут до конца первого квартала текущего года. Индия закупила на 1,1 млрд долларов 200 авиационных "БраМос-А" для оснащения 42 истребителей Су-30МКИ ВВС.
Французы за 20-миллиардный контракт будут биться до конца. В Бангалор прилетели сразу три "Рафаля", и керосина на их воздушное шоу не жалеют. Но аплодисменты срывают не они. Палубный МиГ-29К творит в небе чудеса пилотажа. Всего индийский флот закупил 29 палубников. Холдинг "Вертолеты России" предложил Индии создать совместное производство многоцелевых вертолетов Ка-226Т. Другие варианты в Индии больше не рассматривают.
Кстати, только что стало известно, что производители "Сухой Суперджет-100" рассматривают возможность кооперации с индийским авиапромом при строительстве самолетов в интересах индийских авиакомпаний.
Большая часть из 300 индийских компаний тесно связаны с нашими авиастроителями, многие их разработки основаны на российских технологиях. А после Индии по количеству фирм в Бангалоре идут США. Сказывается ситуация с недавним визитом в Нью-Дели Барака Обамы. Американскому президенту там невольно пришлось стать гостем выставки достижений российского ВПК: на параде рядами шла исключительно наша техника.
Американцы пытаются взять реванш: сейчас, когда пишутся эти строки, над головой корреспондента "РГ" носится американский F-16. Но ирония в том, что и среди вооружений США на их экспозиции я легко нашел "русский след". В Бангалоре ярко представлена компания "Сикорский", выставившая большую линейку вертолетов. Компания, безусловно, американская. А вот легендарный Игорь Сикорский - наш человек.