Минобрнауки определило нормативы на выполнение домашнего задания

Минобрнауки решило особо прописать в одном из официальных документов для школ количество времени, которое должно отводиться на домашние задания.

В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 - два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.

Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки "РГ" рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.

- Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, - пояснили "РГ" в минобрнауки.

Проблемы с "домашкой" действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.

Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.

- Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! - высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера - на дом больше шести давать нельзя.

В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. "А иногда и всю жизнь!" - шутит Борис Михайлович.

- Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, - говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, - стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром". "Получается, без родителей? - уточняю. - Как это сказывается на успеваемости?" - "У нас одна из лучших школ!"

А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но "домашка" устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?

Мнение

Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:

- Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару - около двух часов. Но семинар - раз в неделю, а уроки - каждый день.