...Первые кадры - и сын Олега Янковского Филипп на даче рассматривает старые фотографии... А по коридорам "Мосфильма" идет Станислав Любшин - на фоне кадров из фильма "Щит и меч", ставшим первой ролью Янковского в кино и их первой совместной работой. Итак, с чего начиналась Родина? Вспоминает Станислав Любшин.
- В "Щите и мече" я был уже утвержден режиссером. Шли пробы на другие роли, я как бы подыгрывал, а на его роль - Генриха Шварцкопфа - много московских артистов пробовалось. Надо заметить, у актеров есть одно удивительное качество - они знают себе цену, хотя цена бывает разная и спорная. Обычно очень достойно держатся, кстати, и это им помогает, я не в осуждение говорю. Наверное, для актера это важно, тогда он делается сильным и защищенным от невзгод. А тут какой-то никому доселе не известный мальчишка из Саратова приезжает. И в такой растерянности оказывается! В сложной человеческой ситуации - на каждого смотрит с надеждой, каждому рад и ищет той же радости в ответ - он же думает про себя: все, меня берут!..
Он был искренним и естественным. И этим выгодно отличался и сильное впечатление производил. Нам всем он очень понравился, всех расположил к себе, все смотрели на него с добрыми улыбками. Он красивый к тому же, женщины замерли при его виде... Когда мы с ним сыграли сцену на пробах, он так волновался, что когда Басов сказал: "Стоп! Закончили!", Олег был такой бледный. У нас были колонны мраморные, и вот он стоял у колонны, думая, как играл, и такое страдание отражалось на его лице, что он был даже бледнее, чем та колонна...
Басов был очень строг и разборчив в выборах на роли. Мы с Пашей Лебешевым (а пробы проводил не Тимофей Павлович, не главный оператор, а его сын) переглянулись и говорим: "Владимир Павлович, ну посмотрите, как страдает, такой парень!" Он взглянул на него: "Да, действительно. Я возьму его". И взял после первой же пробы, которая, как и у всех артистов, бывает неудачной. Артисты долго потом пытаются ее забыть, а забыть невозможно то, что ты не смог подпрыгнуть, у тебя не вышло...
...Есть актеры, в кино играют убедительно, а на сцене педалька видна. Олег Янковский был очень естественен, органичен и на сцене - природа его таланта такая. Это редкий дар, когда актеру в театре не надо никаких усилений голоса. Все проникало в душу зрителей. Его основное качество игры - это естество и доверительность. Он везде такой натуральный. Все, что он говорил, было правдой.