20.02.2015 19:18
    Поделиться

    В Государственном музее архитектуры открылась выставка "Советский дизайн"

    "Советский дизайн? Этого не может быть", - скажут многие. И будут не правы. Организаторы проекта решили изменить отношение к предметам мебели и интерьера, созданным в советские годы. Что это, если не дизайн "образцовой квартиры", "дома образцового содержания", воплощение в миниатюре того рая, который строили-строили и так и не построили? И уж точно это гораздо больше, чем просто вещи, греющие душу и возрождающие приятные воспоминания.

    От конструктивизма до модернизма, от 20-х до 60-х годов XX века. Пока не пришли 70-80-е - тогда железный занавес приоткрылся, и в советские магазины начали завозить мебельные стенки из ГДР, венгерские диваны и чешские люстры.

    "К сожалению, вопрос преемственности стилей в советском дизайне до сих пор широко не изучен, - рассказала "РГ" куратор проекта Кристина Краснянская. - У нас нет литературы по этой теме, забыты имена выдающихся авторов, архитекторов, оставивших большой след в истории. И это, несмотря на то, что во всем мире интересуются предметами советского интерьера, эти предметы активно выставляются - так, галерея "Эритаж" привозила эти работы на ярмарку Art Basel в Майами. На той экспозиции посетители могли наблюдать преемственность дизайна эпохи оттепели к авангарду, ведь дизайнеры 60-х годов вдохновлялись искусством художников-авангардистов. Тогда появились "хрущевки", которые требовали особой мебельной архитектуры, появился и специальный стиль, берущий свое начало в авангарде".

    Выставка условно разделена на четыре раздела. Первый - конструктивизм и агитационное искусство. 1920-е годы - эстетика общественных помещений превалирует над эстетикой частных интерьеров. В этом разделе представлены вещи, которые сейчас в основном можно найти только у частных коллекционеров. Один из них - гарнитур для мебелирования домов-коммун авторства Игоря Крестовского для дома-коммуны "Хлеба коммунизма" в Смоленске. А также в экспозиции - мелкие предметы, обитавшие на столах больших и малых чинов, - широкий стакан из стекла "Я грамотный", бронзовые настольные лампы, карандашница "Волейболистка". Среди многочисленных лаковых шкатулок в этом разделе стоит обратить внимание на шкатулку раннего Палеха с эротической частушкой.

    Следующий раздел - советское ар-деко, возникшее на заре 30-х годов. Так смело авторы проекта "Советский дизайн" именуют этот стиль, хотя среди искусствоведов нет единого мнения о том, как его называть. В 1936-37 гг. была предпринята попытка модернизировать Мраморный дворец в Петербурге под нужды Музея Ленина, переделывались кабинеты высших руководителей. Над предметами обстановки трудился в том числе знаменитый Николай Лансере. Часто работы по проектированию предметов производились не в мастерских, а в "шарашке" - особом конструкторско-техническом бюро, где работали репрессированные архитекторы.

    Центр этого зала - длинный стол, обитый сукном, - родом из Смольного. Еще одна редкость - деревянный холодильник-ледник, обитатель общественной кухни 1920-1930-х годов - то ли тумбочка, то ли причудливый сейф. А диван, изготовленный в 30-е для Музея Ленина, - вылитый "икеевский": яркий пример тесной связи архитектурных стилей. Также в этом разделе - ваза по эскизу Веры Мухиной, многочисленные чертежи и муляжи знаковых скульптур, впоследствии украсивших ВДНХ.

    Следующий зал - брутальный сталинский ампир. Его быстро осудили за "чрезмерное украшательство", но памятники той эпохи до сих пор существуют - несколько видоизмененная в наши дни гостиница "Москва", здание Театра Советской армии - самой большой на тот момент сцены в Европе, - возвышающееся над поверхностью земли на 10 этажей и настолько же уходящее под землю. Многие артефакты того времени были уничтожены, и теперь тоже пребывают в частных коллекциях.

    "Многие ругали этот стиль за излишнюю вычурность, украшательство, но он по-своему очень интересен, - продолжает Кристина Краснянская. - Восстановление ВДНХ напомнило нам, насколько самобытным был этот стиль".

    "Визитная карточка" советского ампира - совершенная по тем временам радиола "СВГ-К", кресло-трансформер в стилистке русского классицизма: мимо них в зале сталинского ампира пройти нельзя. И, конечно, еще одна примета времени - сталинские высотки с "образцовыми" квартирами. В первой половине 50-х на Фрунзенской набережной в Москве возвели целый квартал, обозначивший градостроительное единство большой территории - от Московского государственного университета на Воробьевых горах до здания МИД на Смоленской площади. Квартиры сразу отделывались и обставлялись очень качественно: вся мебель была сделана из ценных пород дерева и считалась "казенной" - жильцы вносили за нее ежегодную плату. На выставку из такой квартиры "переехали" письменный стол и книжный шкаф мебельной фабрики "Люкс".

    И, наконец, 60-е годы - советский модернизм. В последнем зале, наконец, чувствуется уют, благодаря прямым линиям, строгим силуэтам, отсутствию вычурных деталей. Да и поставить что-то громоздкое в малогабаритную "хрущевку" было просто невозможно. Архитекторы творили, беря за основу идею: человек - дитя природы и мера всех вещей. Они во многом черпали вдохновение в авангарде 1920-1930-х годов, но в новом веке об этом факте забыли и снова начали бороться с пережитками прошлого, выбрасывая все, что когда-то было предметом гордости среднестатистической советской семьи, обитающей в "хрущевке". В те годы главным центром проектирования был Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели, где работал архитектор Юрий Случевский, сегодня незаслуженно забытый. Госстрой и Госплан устраивали конкурсы "на лучшие образцы мебели для квартир на одну семью". В этом разделе - такой знакомый и такой знаменитый полированный гарнитур из "образцовой" квартиры в Черемушках.

    Всего на выставке, которая открыта до 22 марта, представлено более 200 экспонатов.

    Поделиться