20.02.2015 14:00

Генетики нашли фрагмент ДНК, влияющий на увеличение объема мозга

Американские ученые обнаружили уникальный фрагмент "мусорной ДНК", отвечающий за ускорение и стимулирование роста клеток в мозге человеческого зародыша. По их словам, сделанная ими находка - лишь небольшая часть генетической подоплеки того, почему наш мозг крупнее, чем у всех других приматов.

Как показал проведенный генетиками эксперимент, после встраивания данного фрагмента в геном мыши, масса мозга у зародышей грызунов заметно увеличилась.

"Наше исследование очень четко показало, насколько сложными были те изменения, которые пережили наши предки во время эволюции", - цитирует РИА Новости слова Грегори Рэя из университета Дьюка в Дареме.

В ходе исследования ученые проверяли действие около сотен фрагментов "мусорной ДНК", устройство которых наиболее изменилось за семь миллионов лет эволюции, отделяющих нас от обезьян. По итогам, только шесть из этих участков активизировались после того, как их пересаживали в ДНК лабораторных мышей, и приводили к каким-то изменениям в развитии мозга. Наиболее же сильно на этот процесс влиял фрагмент под названием HARE5.

Ученые обнаружили, что данный участок ДНК усиливает работу "соседнего" гена FRZ8, ответственного за рост клеток будущего мозга. Человеческий вариант HARE5 отличается от обезьяньей версии фрагмента всего на 16 "букв", но и такая разница играет свою роль. После его пересадки в геном мыши оказалось, что мозг эмбрионов грызунов начал развиваться по-другому. Человеческий вариант HARE5 убыстряет рост нервных клеток и заставляет их делиться быстрее, чем этот же участок из ДНК шимпанзе. По результатам эксперимента со встраиванием участка ДНК, мозг будущей мыши стал на 12 процентов больше. В будущем ученые собираются проверить, как подобное увеличение мозга сказывается непосредственно на умственных способностях грызунов.