Советские режиссеры, как правило, приглашали на роли принципиальных пионеров обычных школьников. Но, снявшись в одной картине, ребята обычно не продолжали актерскую карьеру. Становились актерами одной роли. Как же в дальнейшем складывалась жизнь детей, в одночасье проснувшихся знаменитыми, рассказывает сегодня "РГ".
Ленинградский школьник Леша Литвинов заканчивал пятый класс, когда в школу, где он учился, располагавшуюся по соседству со студией "Ленфильм", пришли ассистенты режиссера Геннадия Казанского, который искал исполнителя главной роли в задуманной им экранизации сказки Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч". Отобрали несколько мальчиков, в том числе и Лешу, и пригласили на кинопробы. Но Литвинов их не прошел. Выбрали другого. Однако через месяц съемок режиссер понял, что у того - другого мальчика - получается не то, что нужно, и он пригласил Лешу Литвинова.
Мальчика с помощью перекиси водорода сделали блондином, так как по сюжету главный герой пионер Волька был белокурым мальчуганом. А за съемки заплатили аж тысячу рублей (после денежной реформы 1961 года эта сумма стала равняться 100 рублям). Такие деньги в конце 50-х годов прошлого века не все взрослые зарабатывали. Больше всего радовалась получке мама Алексея, ведь ей пришлось одной, без мужа, пропавшего без вести во время войны, воспитывать мальчика, в том числе и в блокаду Ленинграда.
После выхода "Старика Хоттабыча" Леша Литвинов, как говорится, проснулся знаменитым. И на него посыпались предложения новых ролей в кино. В одном фильме под рабочим названием "Первомайская, дом 7" мальчик уже начал сниматься, но в 1957 году картину закрыли, так как посчитали, что сценарий устарел, он не вписывался в новую идеологию - развенчания культа личности Сталина. От других предложений школьник уже стал отказываться. Работа в кино его сильно не заинтересовала. "Мне нравилось все, что было связано с машинами, электричеством, - вспоминал впоследствии Алексей Александрович. - Поэтому после школы я пошел в электромеханический техникум. Решил, что лучше стать грамотным технарем, чем посредственным артистом. Техника победила во мне театр и кино". Много лет Литвинов проработал сначала электромехаником по эскалаторам в ленинградском метро, потом электриком на железной дороге. А в 1995 году устроился электриком на стройку, где проработал еще восемь лет - до выхода на пенсию. По его словам, товарищи по работе и не знали, что в детстве их коллега сыграл знаменитого Вольку.
Сейчас Алексей Александрович - пенсионер, вместе со второй супругой живет в 50 километрах от Санкт-Петербурга в небольшом деревенском домике. Говорит, что хоть и работал всю жизнь, особых денег скопить не удалось. "После съемок в "Хоттабыче" я и мои приятели - мы все сразу на два-три года взрослее стали, - рассказывал в одном из интервью Алексей Александрович. - Поняли, как тяжело зарабатываются деньги. Но я всегда любил свою работу. Ходил на нее как на праздник. А в деревне мне нравится: чистый воздух, теплая печка... Интернет подключил. Еще веселее стало!" Летом бывший пионер Волька подрабатывает немного - устанавливает у дачников спутниковые антенны. "Не бедствуем, но и шиковать не приходится", - говорит он. "Эх, смотрю я наш фильм иногда и думаю: а ведь я бы лучше мог сыграть! - добавляет Литвинов . - Вернуть бы то время! Какие фильмы были! Сегодня таких добрых детских картин уже не снимают! И я рад, что еще долго зрители будут смотреть "Хоттабыча" и, может, вспомнят меня".
На роль пионера Тимура Гараева , племянника командира Красной Армии Георгия Гараева, из повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" пробовалось несколько мальчиков, говорят , даже сын писателя - Тимур (в его честь и названо произведение).
Но режиссер Александр Разумный, снимавший картину в 1940 году, утвердил на роли Тимура Ливия Щипачева - сына известного поэта Степана Щипачева. Симпатичный светловолосый мальчик запомнился многим зрителям, но карьеру киноактера делать не стал. Он окончил школу для особо одаренных детей, а затем институт им. Сурикова по классу живописи, был членом Союза художников. Участвовал в различных выставках в России и за рубежом. Ему принадлежат такие работы, как "Лермонтов на Кавказе", "Тамань", "Христос" и "Тридцать серебренников". Его работы находятся в картинных галереях многих городов России, в том числе в Третьяковской галерее, а также в зарубежных собраниях.
У Ливия Щипачева было много друзей, которых он любил и ценил. Слыл интересным собеседником, мог часами увлекательно рассказывать про античную нумизматику, археологию, писал новеллы. Много выступал на мероприятиях, посвященных Аркадию Гайдару и тимуровскому движению...
Ливий Щипачев ушел из жизни 21 января 2001 года. Ему было 75 лет.
Судьба сестер-близняшек из экранизации сказки-притчи Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал" оказалась вовсе не сказочной.
Оля и Таня Юкины родились в Москве 23 октября 1953 года. В 9 лет они стали победительницами районного конкурса близнецов. Как раз в это время режиссер Александр Роу искал талантливых девочек, похожих друг на друга, как две капли воды. Он собирался экранизировать "Королевство кривых зеркал" - поучительную сказку-притчу о том, что человек, совершая те или иные поступки, должен всегда смотреть на себя со стороны. Очаровательные победительницы конкурса близнецов понравились ему сразу. Девочек утвердили после первой же пробы.
Оля сыграла в фильме свою тезку. Тане досталась роль Яло - зеркального отражения капризной пионерки Оли. Целое лето девочки провели на побережье Черного моря, где шли съемки. Каждая из них получила гонорар в 80 рублей (по тем временам, зарплата начинающего учителя).
После выхода картины на экраны (в 1963 году) девочки стали настоящими звездами - у них не было отбоя от поклонников. Но, снявшись еще раз в сказке "Морозко", девочки больше в кино не вернулись.
После школы сестры пошли учиться в машиностроительный техникум. Но с техникой работать так и не стали - устроились в компанию "Интурист". Сопровождали советских туристов не только в странах соцлагеря, но и в Греции, Турции.
Обе рано вышли замуж. У Ольги родился сын Максим, у Татьяны дочь Юля. Ольга, правда, вскоре развелась, а у Татьяны сложилась крепкая семья.
Но в 1995 году в "Интуристе" сменилось руководство, и сестры оказались не у дел. Начался период выживания. Сестры перебивались случайными заработками. В 2005 году после двух инсультов умерла Ольга. Ее сын - Максим - был в это время дома. Мать попросила у него воды, уснула - и не проснулась больше. Татьяна пережила свою сестру на 6 лет. Ее не стало в 2011 году. Внуков они так и не дождались.
В 1973 году режиссер Валентин Горлов искал мальчика на роль Дениски Кораблева, героя "Денискиных рассказов" Виктора Драгунского. И нужный мальчик все никак не находился. Но однажды, просматривая детскую картотеку "Ленфильма" в тысячный раз, режиссер натолкнулся на Сергея Крупенникова. Рыжие волосы, голубые глаза, и уже несколько ролей в массовке. "Я сразу почему-то решил, что у нас есть герой", - вспоминал режиссер впоследствии. После выхода кинофильма постановщиков спрашивали: "Зачем столько веснушек вы ему нарисовали?" Никто не верил, что веснушки у Сережи самые натуральные.
После этого фильма Сергей Крупенников снимался еще в других фильмах. В частности, в картине "Дорогой мальчик", где он сыграл роль сына миллионера, похищенного преступниками ради выкупа. Этот фильм стал чем-то вроде первого отечественного боевика. Затем Сергей сыграл пионера Андрюшу Попова в картине "Веселое сновидение, или Смех и слезы". Но после этого из актерской профессии подросток ушел. Его тяготила публичность профессии.
Сергей серьезно увлекся математикой, окончил Ленинградский технологический институт. В 1980-х годах создал свой бизнес и до последнего дня работал в фирме по обслуживанию и ремонту холодильников. Сергей женился, завел семью, вел очень замкнутую жизнь. Он трагически погиб 26 августа 2012 года. 49-летнего Сергея Крупенникова, ехавшего на велосипеде, насмерть сбил мотоциклист.