Поделиться

    В Туле открылась самая большая в мире выставка оружия

    В День защитников Отечества в новом здании Тульского музея оружия открылась постоянная экспозиция. Первыми ее увидели ветераны Великой Отечественной войны.

    Открывая  экспозицию, вице-премьер России Дмитрий Рогозин вспомнил музей оружия в Брюсселе и обиду на то, что "в маленькой Бельгии есть такой замечательный музей, а у нас - нет". Теперь есть - самый большой в мире и по количеству экспонатов (причем представлены подлинники), и по охвату временных периодов (начиная с XIV века и до нашего времени). Дмитрий Рогозин отметил, что экспозиция создана с большой любовью и бережным, уважительным отношениям к традициям.

    - Важно заложить в молодое поколение патриотизм, любовь к Родине, готовность отстаивать каждую пядь нашей земли, - подчеркнул Рогозин, обращаясь к ветеранам Великой Отечественной войны. - Такой музей поможет молодым стать достойными своих великих предков.

    Как председатель попечительского совета военно-исторического общества Дмитрий Рогозин подчеркнул необходимость, чтобы такого рода музеи были народными: "Для российского военно-исторического общества крайне важно, чтобы наша военная история была не забыта, чтобы ей гордились, и что самое главное, чтобы мы ее знали, помнили".

    Тульский музей оружия - один из старейших в России. Ему почти 150 лет, сегодня постоянная экспозиция музея переживает свое третье рождение. Впервые широкий доступ к осмотру коллекции жители и гости Тулы получили в 1959 году, когда музей открылся в одном из зданий в центре города. Вторая веха в его истории - 18 мая 1989 года, когда он начал работать на территории Тульского кремля.

    Новая экспозиция, два уровня которой были созданы в 2014 году, существенно отличается от предыдущих. Впервые за всю историю музея экспонаты музея представлены в специально построенном для него здании, символически выполненном в форме богатырского шлема русского воина.

    В новой экспозиции - акцент на гуманитарный аспект, образ нерушимой крепости. Ее автор - заслуженный художник России, автор крупнейших музейных и выставочных проектов (в их числе музей им. Пушкина, Государственный исторический музей, "Московский Кремль" и даже эскизный проект зала заседаний Совбеза ООН) Александр Конов.

    Если старая экспозиция в Богоявленском соборе занимала около тысячи квадратных метров, то здесь - 5,5 тысячи. Витрины в ней стилизованы под ружья: основание деревянное, верх - "ржавое железо", а в середине самое ценное - экспонаты. При этом цвет металла и дерева в отделке витрин на разных уровнях существенно отличается - от ржавого железа до вороненой стали, от темных до светлых оттенков дерева, что символизирует неумолимый ход времени.

    Помимо уникальных образцов оружия, представлены и не менее уникальные станки и действующие макеты производственного оборудования, на котором то вооружение производилось в разные времена.

    - В основу построения экспозиции положен хронологический принцип. Одна из ключевых идей художественной концепции состоит в придании экспозиционным комплексам конфигурации фортеции XVII века - системы укреплений сложной формы с большим количеством острых углов. Такая фортификация была разработана в XVII веке французским маршалом, военным инженером Себастьеном де Вобаном в ответ на усиливавшуюся мощь артиллерии. По подобию фортеции располагаются витрины серединной части экспозиции, - поясняет директор музея Надежда Калугина. - Резкие острые углы и плавные дуговые линии символизируют двойственный характер оружия, соединяющего в себе агрессию и защиту, реализуют одну из основных идей экспозиции: человечество выжило во многом благодаря оружию. Особенно это актуально для России, которой на протяжении истории приходилось вести немалое количество оборонительных войн.

    В первом зале витринные комплексы расположены близко друг к другу. "Линия обороны крепка!", - шутят музейщики. По мере продвижения посетителей по заданному маршруту на третий этаж препятствия понемногу раздвигаются и начинают уступать округлым формам - мирному, объединяющему началу - и завершается куполом, устремленным в небо. И от агрессивной сущности оружия люди приходят к пониманию его гуманной сути: ведь с помощью представленного здесь холодного и огнестрельного оружия в разные века воины защищали Отечество.

    В экспозиции - обилие мультимедийных комплексов и интерактивных зон, создающих ощущение исторической достоверности, помогающих окунуться в атмосферу разных времен. Это видеостены, интерактивные игровые и познавательные комплексы "Рассказчик", "Жизнь за окном", "Представь себя", "Энциклопедия оружия", голографические витрины, электронные этикетки и т.д. Большие экраны, на которых наглядно показывается, как закладывалась оружейная слобода практически на том самом месте, где теперь стоит музей, как развивалось оружейное производство. При этом можно услышать диалоги оружейников и посадских чиновников, рассуждения о жизни мальчишки-подмастерья - инсценировка Тульского театра драмы, созданная специально для этой экспозиции.

    Имеется несколько мини-кинотеатров. В периферийной части залов размещены инсталляции, которые в сочетании с проекционными экранами обеспечивают эффект присутствия, например, в мастерской оружейного завода XIX века или в окопе Первой мировой войны (можно даже приложиться к настоящему пулемету "Максим" или увидеть трофейные ножницы для резки колючей проволоки 1916 года). В экспозиции также представлены детские интерактивные зоны.

    - Экспозиция безумна, неоценима и по масштабу и по познавательности. Чувство вхождения в эпоху потрясающее, - поделился впечатлениями актер и режиссер, увлекающийся реконструкцией исторических сражений, Иван Стеценко.

    - По этому музею невозможно пробежать, представленный здесь гений человеческий надо изучать. Сюда надо приходить снова и снова, как в Третьяковку или Эрмитаж, - считает протоиерей Лев Махно. - Убить можно и пальцем, убить можно и словом, а это оружие, созданное для защиты. А как его украшали! Зачем? Это искусство…

    Особую роль в экспозиции играют центральные пятиугольные витрины с зеркальными полом и потолком, создающие эффект единой колонны, пронизывающей этажи. Эти экспозиционные комплексы декорированы символической кольчужной сеткой, передающей идею преемственности героических традиций защиты Отечества на протяжении всей истории России.

    - Создать было достаточно непросто, потому что аналогов подобной экспозиции не существует в стране, да и в мире нет, думаю, - прокомментировал директор департамента культурного наследия Минкульта РФ Михаил Брызгалов. - Сегодня все признаки музея налицо: экспонат, дополнительная информация, детские уголки, интерактив. Уверен, что это будет место семейного посещения, где люди каждого возраста найдут для себя интересное. Уверен, что это будет место притяжения. Это недешевое удовольствие, и у него еще большой план развития.

    Поделиться