Специфика ситуации в том, что Армения, напомню, не имеет общих границ с другими странами ЕАЭС, поэтому транспортировка грузов в обоих направлениях осуществляется через территорию Грузии. Это требует особых условий для бизнеса, выполнение которых нужно тщательно контролировать. Особенности движения товаров сухопутным путем с учетом упомянутого географического фактора закреплены в приложении к Договору о присоединении Армении к ЕАЭС. Причем в основу этого документа заложена практика, применяемая в торговых связях России и Белоруссии с Калининградской областью РФ транзитом через Литву.
Если точнее, экспортеры и импортеры наряду с документами, необходимыми для перевозок на внутреннем рынке ЕАЭС, дополнительно оформляют транзитную декларацию Республики Грузия. Этот документ предусматривает, что для устранения рисков, связанных с погрузкой или отгрузкой реэкспортных и других недекларированных товаров на маршруте через Грузию, таможенной службой страны ЕАЭС на транспортное средство или груз налагается идентификационный ярлык. А его сохранность проверяется таможенным органом той страны союза, в которую этот груз направляется.
Во время обсуждений этих вопросов с представителями бизнеса Армении, участвовавшими в недавней выставке ПРОДЭКСПО-2015 в Москве, участники внешнеэкономической деятельности этой страны не поднимали вопросов, связанных с упомянутой схемой таможенного администрирования. И подтверждали, что сокращаются как затраты, так и время транспортировки грузов. Так что введенный механизм оказался дееспособным.
Также отмечу, что между Арменией и другими странами ЕАЭС нет таможенной границы. То есть запротоколированные Арменией товары, поставляемые в другие страны союза, как и поставки в обратном направлении не проходят какого-либо таможенного "процесса" на внутренних границах ЕАЭС. Правительства Армении и других стран ЕАЭС постоянно мониторят процессы взаимной торговли, осуществляемой транзитом через Грузию.
Армения, участвующая в ЕАЭС, может стать своего рода коридором для экономических связей всего союза с Ираном и другими странами Ближнего Востока. Тем более что эти связи имеют серьезный потенциал для развития и расширения. В связи с этим весьма актуальной представляется реализация проекта высокоскоростной автомагистрали Север - Юг на территории Армении. Этот коридор протяженностью около 560 км обеспечит кратчайший выход в ЕАЭС, а также к Черному морю и ко многим европейским странам через территорию Армении и Грузии. Общая инвестстоимость реализации проекта составляет примерно $1,5 млрд.
Карине Минасян, министр (член коллегии) Евразийской экономической комиссии