Как отмечалось на недавнем совещании старших должностных лиц форума АТЭС в г. Кларк (Филиппины), среди основных задач этого года - выполнение странами АТЭС обязательства, принятого в 2009-м, по улучшению условий для ведения бизнеса на 25% к концу 2015 года. Этому будут способствовать формируемая в регионе антикоррупционная система, а также меры по устранению барьеров для бизнеса и по увеличению финансовой поддержки конкурентоспособных компаний и производств в любой стране - участнице этой организации.
Приоритетное внимание будет также уделено совместным мерам по усилению региональной взаимосвязанности в ее физическом (интеграция транспортно-логистических систем), институциональном (сближение регулятивных инструментов и т.п.) и гуманитарном измерениях. Важно, что все это будет реализовываться с упором на инновации - такой акцент многостороннего сотрудничества, напомню, был сделан странами еще на Владивостокском саммите АТЭС в 2012 году.
Формирование Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства - в числе основных тенденций межстранового взаимодействия в регионе. Анализ наиболее эффективных элементов этих и других механизмов свободной торговли и их обобщения позволят в перспективе выйти на единую зону свободной торговли всего региона. В чем заинтересована и Россия, ввиду все более активного развития ее экономических связей с другими странами АТЭС. Важные тому подтверждения - проводимые консультации России и ЕАЭС с Вьетнамом по созданию зоны свободной торговли и заинтересованность ряда других тихоокеанских стран в формировании аналогичной зоны с Евразийским экономическим блоком.
По данным недавнего исследования Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, единая азиатско-тихоокеанская зона свободной торговли увеличит общую стоимость мировой экономики на $2,4 трлн. Это связано с тем, что роль региона АТЭС в мировой экономике весьма существенная: на его долю приходится, например, до 60% общемирового ВВП, почти половина оборота международной торговли, свыше 40% объема мировых прямых инвестиций.
О растущей роли России в инвестиционной политике все большего числа стран АТЭС говорит тот факт, что суммарный объем прямых инвестиций из стран АТЭС в Россию только за последние 5 лет, то есть за 2009-2014 годы возрос вдвое - до $9 млрд. Но российские накопленные прямые инвестиции в странах этого региона пока намного скромнее - не более $1 млрд. Для стимулирования взаимовыгодных торговых и инвестиционных связей России с другими странами АТЭС в РФ создается Национальный координационный центр на базе Российского союза промышленников и предпринимателей. В его состав войдут российские бизнес-структуры, работающие в странах региона.
В целом основные приоритеты работы АТЭС в 2015 году - углубление региональной экономической интеграции, стимулирование более активного участия малых и средних предприятий в национальной, региональной и глобальной экономике.
Валерий Сорокин, старшее должностное лицо РФ в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве