Минфин: Банк "плохих долгов" будет иметь форму агентства

Банк "плохих долгов", который планируется создать в рамках антикризисного плана правительства РФ по поддержке российской экономики, не будет кредитной организацией. Для него вероятнее всего будет использована форма агентства. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев на конференции "Кризис корпоративного долга".

Моисеев сообщил также, что ведомства работают над созданием проекта агентства, а также юридической платформы, аналогичной Chapter 11, - американского законодательства о банкротстве. Замминистра пояснил, что необходимы поправки, которые позволят эффективно менять собственника организации-должника, не разрушая ее имущественный комплекс.

Государство будет заботиться о сохранении имущественного комплекса далеко не всех организаций. Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил, что поддержка через банк "плохих активов" будет оказываться системообразующим предприятиям. Моисеев сообщил, что передача долгов агентству поможет решить и проблему занижения стоимости активов. "Сейчас арбитражный управляющий заинтересован в том, чтобы активы компании продать как можно дешевле кому-нибудь, чтобы потом тяжелее это было найти", - пояснил замминистра.

Представители банковского сообщества ожидают увеличения просроченной задолженности по кредитам юридических лиц уже в 2015 году. Сейчас ситуация выглядит более чем благополучно, объем просрочки составляет около 4%. Есть банки, у которых этот показатель в два раза ниже среднего. "Последние шесть лет у нас минимальный объем просрочки, на сегодняшний день он составляет 1,9%, - говорит вице-президент, директор управления по работе с проблемными активами Сбербанка России Максим Дегтярев. - Но расслабляться не стоит, предприятия сегодня гораздо больше закредитованы, чем в 2008 году". Уже в течение 2015 года банкиры прогнозируют увеличение просрочки до 10%.

Представители банковского сообщества, не дожидаясь волны банкротств своих заемщиков, начали работу по анализу кредитных портфелей. Как сообщил Дегтярев, сейчас основная работа банка - это не активизация взыскания, а превентивные меры. "Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Нам необходимо раннее выявление проблем заемщиков, и банк сейчас проводит, даже большую часть уже провел, стресс-тестирование нашего портфеля по сегментам клиентов и по ключевым продуктам, - рассказывает он. - Наибольшие опасения у нас вызывают валютные кредиты, сделки проектного финансирования, гарантии, особенно выданные по крупным инфраструктурным проектам".

Также при анализе уделяется внимание наиболее пострадавшим от кризиса отраслям. "Сегодня четыре отрасли находятся в основной группе риска, - считает Олег Мухамедшин, директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам компании "Русал". - Это строительство и девелопмент. В 2008 году практически все крупные девелоперские компании поменяли собственника. По крайней мере в Москве. Третья категория - это автодилеры. Банки закрывают глаза на то, что деньги, выданные на оборотный капитал, используются по факту на строительство дилерских центров. Ретейлеры - в этой отрасли, я думаю, все только начинается. Пройдет 23 февраля и 8 Марта, и у ретейлеров произойдет серьезный спад".

Кроме того, структурные проблемы наблюдаются у целого ряда других отраслей. Среди них турбизнес, страхование и авиаперевозки. Компании, работающие в этих направлениях, хорошо чувствуют себя в условиях экономического роста, но при спаде им трудно удержаться на плаву. "Туроператор должен бронировать гостиницу на год вперед, иметь долгосрочные договоры с авиаперевозчиками, а путевку он продает только за несколько недель до поездки", - приводит пример Владимир Якушев, управляющий директор компании Alvarez & Marsal CIS LLP. Путевка не может полежать на полке еще пару месяцев, срок для ее реализации несколько недель. И потери от отсутствия спроса крайне сложно сгладить.

Проблема состоит еще и в том, что российским заемщикам свойственно до последнего скрывать истинное положение дел в компании. Довольно часто возникновение просрочки по кредитам означает, что компания уже близка к банкротству. Поэтому выявлять проблемные компании следует намного раньше. "Мы настроены всем, кто захочет, сделать реструктуризацию долга, не дожидаясь просрочки, - говорит Дегтярев. - Чем быстрее клиенты будут осознавать, что есть проблема, тем быстрее мы найдем выход".

Если долг не удается реструктурировать, вернуть его банк постарается через процедуру банкротства. "Банкротить мы тоже умеем, и если нам не идут навстречу, то мы пойдем до конца", - говорит Дегтярев. Другое дело, что "идти до конца" банку не всегда выгодно. Процедура банкротства - процесс длительный. В результате него банк может получить активы, которые еще потребуется реализовать. Хотя стоит отметить, что в реализации полученных от должников активов банки нередко проявляют креатив. Так, они реализуют их другим компаниям, которым на приобретение актива выдают кредит. Таким образом банк получит и деньги, и нового клиента.

Но стоимость полученных в счет возврата долга активов далеко не всегда покрывает сумму долга. К тому же не исключено, что поделиться в процессе банкротства придется и с другими кредиторами компании-должника. Банку гораздо выгоднее иметь "здорового" заемщика, способного платить по счетам. Поэтому многие кредитные организации уже сегодня заявляют о своем желании реструктурировать долг и обсудить возможные варианты его погашения.

Олег Мухамедшин говорит, что даже если компания находится в таком состоянии, когда она не может гарантировать оплату ежемесячных платежей, можно попытаться использовать гибкие элементы погашения задолженности. Они позволяют заплатить тогда, когда у компании появляются свободные деньги. К таким механизмам относится cash sweep (оплата с возникшей прибыли компании) или капитализация процентов. Кроме того, должникам не следует вести переговоры о погашении долга с каждым кредитором в отдельности, хотя эта стратегия и кажется самой очевидной. "Необходимо сформировать пул кредиторов, - считает Мухамедшин, - которые примут единую стратегию реструктуризации долга компании".