Моисеев сообщил также, что ведомства работают над созданием проекта агентства, а также юридической платформы, аналогичной Chapter 11, - американского законодательства о банкротстве. Замминистра пояснил, что необходимы поправки, которые позволят эффективно менять собственника организации-должника, не разрушая ее имущественный комплекс.
Государство будет заботиться о сохранении имущественного комплекса далеко не всех организаций. Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил, что поддержка через банк "плохих активов" будет оказываться системообразующим предприятиям. Моисеев сообщил, что передача долгов агентству поможет решить и проблему занижения стоимости активов. "Сейчас арбитражный управляющий заинтересован в том, чтобы активы компании продать как можно дешевле кому-нибудь, чтобы потом тяжелее это было найти", - пояснил замминистра.
Представители банковского сообщества ожидают увеличения просроченной задолженности по кредитам юридических лиц уже в 2015 году. Сейчас ситуация выглядит более чем благополучно, объем просрочки составляет около 4%. Есть банки, у которых этот показатель в два раза ниже среднего. "Последние шесть лет у нас минимальный объем просрочки, на сегодняшний день он составляет 1,9%, - говорит вице-президент, директор управления по работе с проблемными активами Сбербанка России Максим Дегтярев. - Но расслабляться не стоит, предприятия сегодня гораздо больше закредитованы, чем в 2008 году". Уже в течение 2015 года банкиры прогнозируют увеличение просрочки до 10%.
Представители банковского сообщества, не дожидаясь волны банкротств своих заемщиков, начали работу по анализу кредитных портфелей. Как сообщил Дегтярев, сейчас основная работа банка - это не активизация взыскания, а превентивные меры. "Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Нам необходимо раннее выявление проблем заемщиков, и банк сейчас проводит, даже большую часть уже провел, стресс-тестирование нашего портфеля по сегментам клиентов и по ключевым продуктам, - рассказывает он. - Наибольшие опасения у нас вызывают валютные кредиты, сделки проектного финансирования, гарантии, особенно выданные по крупным инфраструктурным проектам".
Также при анализе уделяется внимание наиболее пострадавшим от кризиса отраслям. "Сегодня четыре отрасли находятся в основной группе риска, - считает Олег Мухамедшин, директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам компании "Русал". - Это строительство и девелопмент. В 2008 году практически все крупные девелоперские компании поменяли собственника. По крайней мере в Москве. Третья категория - это автодилеры. Банки закрывают глаза на то, что деньги, выданные на оборотный капитал, используются по факту на строительство дилерских центров. Ретейлеры - в этой отрасли, я думаю, все только начинается. Пройдет 23 февраля и 8 Марта, и у ретейлеров произойдет серьезный спад".
Кроме того, структурные проблемы наблюдаются у целого ряда других отраслей. Среди них турбизнес, страхование и авиаперевозки. Компании, работающие в этих направлениях, хорошо чувствуют себя в условиях экономического роста, но при спаде им трудно удержаться на плаву. "Туроператор должен бронировать гостиницу на год вперед, иметь долгосрочные договоры с авиаперевозчиками, а путевку он продает только за несколько недель до поездки", - приводит пример Владимир Якушев, управляющий директор компании Alvarez & Marsal CIS LLP. Путевка не может полежать на полке еще пару месяцев, срок для ее реализации несколько недель. И потери от отсутствия спроса крайне сложно сгладить.
Проблема состоит еще и в том, что российским заемщикам свойственно до последнего скрывать истинное положение дел в компании. Довольно часто возникновение просрочки по кредитам означает, что компания уже близка к банкротству. Поэтому выявлять проблемные компании следует намного раньше. "Мы настроены всем, кто захочет, сделать реструктуризацию долга, не дожидаясь просрочки, - говорит Дегтярев. - Чем быстрее клиенты будут осознавать, что есть проблема, тем быстрее мы найдем выход".
Если долг не удается реструктурировать, вернуть его банк постарается через процедуру банкротства. "Банкротить мы тоже умеем, и если нам не идут навстречу, то мы пойдем до конца", - говорит Дегтярев. Другое дело, что "идти до конца" банку не всегда выгодно. Процедура банкротства - процесс длительный. В результате него банк может получить активы, которые еще потребуется реализовать. Хотя стоит отметить, что в реализации полученных от должников активов банки нередко проявляют креатив. Так, они реализуют их другим компаниям, которым на приобретение актива выдают кредит. Таким образом банк получит и деньги, и нового клиента.
Но стоимость полученных в счет возврата долга активов далеко не всегда покрывает сумму долга. К тому же не исключено, что поделиться в процессе банкротства придется и с другими кредиторами компании-должника. Банку гораздо выгоднее иметь "здорового" заемщика, способного платить по счетам. Поэтому многие кредитные организации уже сегодня заявляют о своем желании реструктурировать долг и обсудить возможные варианты его погашения.
Олег Мухамедшин говорит, что даже если компания находится в таком состоянии, когда она не может гарантировать оплату ежемесячных платежей, можно попытаться использовать гибкие элементы погашения задолженности. Они позволяют заплатить тогда, когда у компании появляются свободные деньги. К таким механизмам относится cash sweep (оплата с возникшей прибыли компании) или капитализация процентов. Кроме того, должникам не следует вести переговоры о погашении долга с каждым кредитором в отдельности, хотя эта стратегия и кажется самой очевидной. "Необходимо сформировать пул кредиторов, - считает Мухамедшин, - которые примут единую стратегию реструктуризации долга компании".