24.02.2015 00:55
    Поделиться

    Писатель Николай Черкашин собрал уникальную коллекцию старых фото

    Мгновения истории, остановленные "фотокорами", "фэдами", "сменами"... Слава богу, что все эти старинные, чаще всего безымянные "миньоны", фотопортреты на тисненных серебром и золотом паспарту под папиросной бумагой, фронтовые - на скупых квадратиках "фотки", фигурно обрезанные карточки более поздних лет - не выбросили, не сожгли, а принесли на Измайловский вернисаж.

    Много лет я прихожу сюда едва ли не каждую субботу (в этот день самый большой выбор, на рынок приезжают "антиквары" со всей страны и даже с Украины), перебираю стопки потрепанных, измятых фотографий и открыток, вырванных с мясом из осиротевших альбомов, покупаю приглянувшиеся...

    Охотников до этого, казалось бы, неходового товара немало. Кто-то собирает старые фото, на которых изображены автомобили и мотоциклы. Кому-то важны снимки военных людей в качестве иллюстраций к альбому униформ. Театральные художники подыскивают образцы мужских костюмов и женских нарядов начала ХХ века...

    Как это все попадает на блошиные рынки? Поговорил с продавцом.

    - Раньше просто выбрасывали на помойку или сжигали. А теперь люди поумнее стали. Умерла старушка одинокая, к ней дворник наведается и первым делом фотоальбом заберет. А там он уже знает, кому нести. Заказчиков много.

    На прилавках старые фото лежат в беспорядочных колодах, перетасованные как придется. Но если разложить их по хронологии и смыслу, могут открыться поразительные исторические панорамы - не сохраненные ни в каких архивах, не опубликованные ни в каких книгах. Крупицы народной памяти, рассеянные по прихоти случая...

    Самая моя большая удача в "измайловских охотах" - вот этот снимок. Офицеры русского флота перед освоением Северного морского пути. Через три года экспедиция откроет огромный кусок суши - Землю Императора Николая II (ныне Северная Земля). В центре, заложив руку за борт кителя, сидит командир "Вайгача", один из инициаторов ГЭСЛО (Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана) капитан 2го ранга Александр Колчак. Он счастлив: сбылась заветная мечта - выйти на штурм Арктики на специально построенных судах с новейшим гидрографическим оборудованием. К тому же два месяца назад у него родился первенец - сын Ростислав. На груди кавторанга - Владимир с мечами и бантом, за Порт-Артур.

    Кто мог предсказать, что через десять лет его, как и сидящего по левую руку судового врача Эдуарда Арнгольда, ждет расстрельная пуля? По правую руку от командира - старший офицер "Вайгача" старший лейтенант Константин Ломан. Его тоже ждет печальная доля: погибнет в 1917 году на полуострове Сворбе (южная оконечность острова Эзель (Сааремаа) при взрыве артпогребов береговой батареи. За спинами сидящих (слева направо) стоят: вахтенный начальник лейтенант Николай Гельшерт (расстрелян в Петрограде в 1919 году), лейтенант Виктор Нилендер (эмигрантская судьба забросит его в Бразилию, умер и похоронен в Сан-Паулу). Далее - лейтенант Георгий Брусилов, тот самый, что через два года снарядит на свой страх и риск частную экспедицию, уведет в полярные льды шхуну "Святая Анна" и безвестно сгинет в белом безмолвии Арктики. По одной из версий, вмерзшая в лед шхуна попала в круговое течение и по сию пору дрейфует вместе с вечными льдами. По другой - "Святую Анну" вынесло в 1915 году на чистую воду в Северной Атлантике, и на пути в Россию она была потоплена германской подводной лодкой. Наконец, последний в ряду - лейтенант Алексей Пилкин, герой Порт-Артура, впоследствии капитан 2го ранга, родной брат контр-адмирала, который в годы Гражданской войны возглавлял в Северо-Западной русской армии Морское управление. Умер в эмиграции в 1960 году. Похоронен Алексей Пилкин в Ницце.

    Семеро смелых... Бесстрашно смотрят они навстречу черным судьбам своим. 1910 год. Французский порт Гавр. Палуба "Вайгача"...

    Всех, кто изображен на фотографии, удалось установить с помощью замечательного историка русского флота, автора "Родины", ныне, увы, уже покойного, Владимира Викторовича Лобыцына.

    Великий князь Николай Николаевич, бывший главнокомандующий русской армией в годы Первой мировой, снят, скорее всего, в Ницце, где доживал свой век в эмиграции. У авто почтительно замер шофер, один из тех офицеров, что разделили с великим князем и фронт, и изгнание.

    Еще один выдающийся подарок блошиного рынка: цесаревич Алексей обедает в окружении офицеров. Вероятно, снимок сделан в Могилеве в Ставке Верховного главнокомандующего в 1916 году. Надеюсь, профессиональные историки смогут атрибутировать эту фотографию.

    ВНИМАНИЕ: КОНКУРС "БЛАГОДАРЕНЬЕ СНИМКУ"

    Дорогие читатели!

    В мартовском номере журнала "Родина" мы начинаем конкурс на лучший снимок из семейного архива.

    Просим присылать в редакцию старые фотографии, ставшие, на ваш взгляд, историческими документами . Ведь, как пишет один из авторов этого номера, директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, "любой документ эпохи цепляет за живое , когда за ним стоит конкретная, может быть, бытовая история". И не важно, куплены снимки на развалах или хранятся много десятилетий в семейных альбомах, - важно, чтобы в них бился пульс Времени.

    Совместными усилиями мы обязательно составим уникальную фотопанораму истории нашей Родины.

    Фотографии можно присылать на электронный адрес rodinainfo@rg.ru, а бумажные копии снимков - на почтовый адрес редакции:

    125993, Москва, ул. Правды, 24, стр. 4. Редакция журнала "Родина".

    Поделиться