24.02.2015 00:42
    Поделиться

    Бизнес в отрасли ЖКХ становится более рискованным

    ГЧП - один из наиболее эффективных инструментов, позволяющих привлекать ресурсы бизнеса в сектора экономики, которые прежде находились в исключительном ведении государства. В частности, механизмы ГЧП помогают выстраивать баланс интересов во взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и конечного потребителя услуг - населения в такой чувствительной с социальной точки зрения сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство. И вместе с тем именно в ЖКХ развитие механизмов ГЧП наиболее серьезно тормозится по давно и всем известной причине - из-за проблемы неплатежей.

    Прямая зависимость очевидна - инвестиции идут туда, где есть предсказуемость и гарантии получения доходов. В ситуации массовых неплатежей бизнес в отрасли становится более рискованным. Кроме того, ситуацию усложняет отсутствие понятного контрагента и внятных инструментов воздействия на него в случае неисполнения обязательств. При поставках ресурса в многоквартирный дом отношения очень запутаны. Во-первых, ресурсоснабжающая организация не имеет прямых отношений с конечными потребителями, а значит, у нее нет инструментов воздействия по взысканию задолженности. Во-вторых, задолженность копится на посреднике - УК, которая в любой момент может обанкротиться, исчезнуть вместе с долгами, а затем создать новый "клон" для очередного накопления задолженности.

    Первый и главный шаг для решения проблемы неплатежей - переход на прямые договоры ресурсоснабжающих компаний с конечными потребителями. В этом случае, если компания выстроила нормальную сбытовую работу, должник от нее никуда не денется. Даже если собственник квартиры поменяется, задолженность прежнего владельца, в отличие от долгов уходящих в небытие УК, никуда не пропадет.

    Законодатель почему-то ошибочно решил, что коммунальный ресурс у снабжающих организаций на границе многоквартирного дома приобретает УК. На деле - участниками общей долевой собственности на объекты внутридомовых инженерных систем являются именно жильцы - собственники помещений. И внутридомовые инженерные системы УК никоим образом не передаются, она по поручению собственников лишь обеспечивает надлежащее техническое состояние этих систем, содержит их и ремонтирует. Исходя из этого вся деятельность УК по оказанию коммунальных услуг с использованием внутридомовых инженерных систем, сбору платежей и перечислению их в счет оплаты за коммунальные ресурсы носит агентский характер. Поэтому управляющие компании, имея, по сути, лишь функцию агента, не заинтересованы в 100%-м сборе платежей - им не выплачивается вознаграждение при повышении собираемости, у них нет рисков при накоплении задолженности.

    Для перехода на прямые договоры необходимы изменения в Жилищный кодекс. Изменения, направленные на обеспечение прямых договоров, были внесены в Госдуму в рамках законопроекта N 500410-6 "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ)". К сожалению, эти инициативы из текста документа были исключены. По факту сегодня в нем остались только санкции в отношении неплательщика, на которого УК сможет дополнительно начислять процентную ставку за пользование чужими денежными средствами, да и то с 90-го дня просрочки. Эффект от этого будет минимальным, какая-то часть должников, возможно, начнет платить управляющим компаниям, но вряд ли сами УК станут отчислять больше средств ресурсникам. Если в законе не будут прописаны прямые платежи, все опять будет зависеть от добросовестности УК.

    А с этим у УК далеко не все в порядке. Массовый характер носят случаи вывода денег через мошеннические схемы, банкротства старых "пустых" управляющих компаний и фальсификации документов о принятии собственниками решений по заключению договоров управления с новыми УК - клонами старых. Это происходит во многих регионах, в том числе в таких крупных мегаполисах, как Пермь, Благовещенск, Самара, Киров и Петрозаводск. Долги управляющих компаний растут как снежный ком. Это тупиковая ситуация, бороться с ней практически невозможно - не помогает ни прокуратура, ни возбуждение уголовных дел. В преддверии лицензирования УК ожидается очередной всплеск "клонирования". Те УК, которые гасить долги не планируют и понимают, что лицензирование им не пройти, создадут своих клонов, получат на них лицензии и начнут новую жизнь с накоплением новых долгов, оставив старую задолженность обанкроченным юридическим лицам.

    Конечно, далеко не все УК являются недобросовестными участниками рынка. И стоит отметить, что переход на прямые договоры они в большинстве своем также поддерживают. В первую очередь потому, что при честном ведении бизнеса такая система отношений им выгодна. С них снимается ответственность за качество и непрерывность ресурса, в том числе финансовая. Как следствие, уменьшается количество претензий и случаев возбуждения административных и уголовных дел. УК избавляются от огромной и фактически неоплачиваемой работы по взысканию задолженности с потребителей и могут сосредоточиться на своих основных функциях. Кроме того, на них не будет копиться задолженность граждан, у них появится шанс быть неубыточными. Это значит, что на рынке будет появляться все больше управляющих компаний, которые будут эффективно работать и честно зарабатывать.

    Поделиться