Сегодня в Нахчыване насчитывается более полутора тысяч историко-культурных памятников, из которых порядка шестидесяти имеют статус мирового значения. В пещерах Газма, Асхаби-Кяхф и Килид найдены следы эпохи Каменного века. В конце IV тыс.- начале II тыс. до н.э на территории Нахчывана были основаны такие города-крепости, как Оглангала, Карабаглар, Чалхангала и Говургала. Памятники изобразительного искусства наподобие наскальных рисунков Гямигая отражают образ жизни и религиозно-идеологическое мировоззрение обитавших здесь древних племен.
Поражает своим великолепием величественное творение зодчего Аджеми Нахчывани - Мавзолей Момине Хатун, который называют еще нахчыванским Тадж-Махалом. Среди подобных ему сооружений он считается одним из самых изящных и высоких не только в Азербайджане, но и во всем мире. Мавзолей был возведен в 1186 году над могилой Момине Хатун - жены основателя нахчыванского государства Атабеков - Шамсаддина Эльдениза. Масштабная работа по восстановлению и реконструкции историко-архитектурных памятников края развернулась после обретения Азербайджаном независимости во многом благодаря общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. К примеру, в 1998 году к комплексу религиозно-культурных памятников "Асхаби-Кяхф", который находится в природной пещере, была проложена асфальтированная дорога, вдоль которой посажены деревья, построена мечеть. Сюда приезжают паломники и туристы из многих стран мира.
В 2004 году был отремонтирован и восстановлен в первоначальном виде храмовый комплекс Имамзаде - культовый памятник ХVI-ХVIII вв. По сведениям русского ученого В. М. Сысоева, побывавшего в 20-х гг. прошлого столетия в Нахчыване, в Средние века этот комплекс предположительно был местом проживания и богослужения дервишей, а впоследствии - местом захоронения нахчыванских ханов.
В Нахчыване бытует много легенд, связанных с могилой Ноя. По преданию, во время мирового потопа ковчег пророка Ноя коснулся на территории Нахчывана горы Иландаг (Змеиная гора) и бросил якорь вблизи подножия вершины Гапыджик. О нахождении в городе гробницы Ноя свидетельствуют также известные исследователи прошлого - И. Шопен, Дюбуа де Монпере, К. А. Никитин, В. В. Сысоев и др. В 2008 году по распоряжению властей Нахчыванской Автономной республики древний памятник был заново отреставрирован, а прилегающая территория благоустроена.
Говоря об особой роли и вкладе нахчыванской археологической школы в общий исследовательский контекст исторической науки Азербайджана, специалисты едины во мнении, что Нахчыван уже в XII веке становится центром одной из крупных средневековых архитектурных школ, объединившей богатейшие архитектурно-строительные традиции. Ее вершиной, бесспорно, следует признать творчество выдающегося зодчего Аджеми Нахчывани.
Одним из эталонных памятников не только в Нахчыване, но и на всем пространстве кура-аразской культуры признан курган Гюльтепе-I. Последние археологические раскопки на нем, а также в Махта, Овчулартепе, Дашарх, курганах Гарабулага и др., дали богатейший материал, по которому можно проследить все стороны жизни древних племен, населявших этот регион, и найти связи не только с сопредельными областями, но и дальними странами. Во время исследований близ Гюльтепе-1 и бассейна озера Шорсу, которое проводилось при финансовой поддержке Фонда развития науки при президенте Азербайджана, были обнаружены более двадцати важнейших артефактов - археологических памятников, относящихся к периоду неолита и энеолита.
К слову, первый миллион от государства на раскопки был выделен именно на исследования в Нахчыване. Неслучайно поэтому из сорока археологических экспедиций, которые постоянно работают в полевых условиях сегодня, порядка десяти находятся в Нахчыване. А десять лет назад, в 2005 году, прошли паспортизацию все археологические памятники края.