24.02.2015 12:04
    Поделиться

    Эксперт: Участие в рейтингах отвлекает от практической деятельности

    Современный этап работы над улучшением инвестиционного климата в нашей стране начался с постановки президентом РФ в 2012 году задачи подняться в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing business) на сто позиций - с 120-й на 20-ю - к 2018 году. Эта задача получила звучное название: "Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату".

    Проект Doing business позволяет оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса. Именно после внедрения этого рейтинга началось осмысление градостроительного регулирования с точки зрения подсчета количества процедур градостроительного процесса, срока их прохождения и стоимости в балансе "легкость ведения бизнеса - безопасность".

    Первые попытки таких подсчетов показали основательное расхождение взглядов регулятора и бизнеса. Например, в 2013 году в Москве департамент градостроительной политики во всех своих документах признавал наличие от шести до десяти процедур градостроительного процесса, тогда как бизнес настаивал на 70-100. То же касалось и сроков.

    На площадке Агентства стратегических инициатив была организована предметная дискуссия с участием бизнеса, в результате которой сформированы планы мероприятий - "Дорожные карты" по улучшению ситуации. Смысл сводился к тому, чтобы осознать градостроительный процесс как совокупность бизнес-процессов, сделать их прозрачными и наметить ряд мер по оптимизации. Попытка измерять градостроительный процесс в количестве процедур, а не в тезисе "у нас все в соответствии с нормативно-правовой базой", и в днях, а не годах, привела к появлению исчерпывающего перечня таких процедур в жилищном строительстве, как новой стратегии взаимодействия застройщика и регулятора. И их действительно оказалось более ста.

    Недостатки методологии рейтинга Doing business привели к появлению "Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ". В градостроительной сфере он измерял, по сути, ровно те же показатели, что и предшественник, но с учетом российских условий.

    Рейтинг остался относительно независимым от власти и объявлен ориентиром оценки деятельности регуляторов и глав регионов

    "Национальный рейтинг" сохранил и приумножил основания, делавшие Doing business эффективным инструментом влияния по нескольким параметрам. В частности, он остался относительно независимым от власти и фактически объявлен серьезным ориентиром оценки деятельности регуляторов и глав регионов. Кроме того, "Национальный рейтинг" имеет продуманную и постоянно совершенствующуюся методологию. И, наконец, он увязан с практической деятельностью регионов по улучшению инвестиционного климата через региональные планы мероприятий, или "дорожные карты".

    Казалось бы, от внедрения рейтингов есть только плюсы. И все же существуют опасения по поводу увлечения ими. В гонке за лучшими показателями регуляторы начинают работать с "целевой аудиторией", не заботясь об особенностях проблем в том или ином регионе. Участие в рейтингах отвлекает от практической деятельности. Стоит учитывать и несовершенство методологии.

    Занимаясь в качестве эксперта и рейтингом Doing business, и "Национальным рейтингом", не могу не призвать использовать данные инструменты максимально эффективно, но ни в коем случае не возводить их в абсолют.

    Поделиться