Борис Титов, Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей
Денежно-кредитная политика становится определяющим фактором развития российского бизнеса в нынешний непростой период. Сейчас и так тяжело, бизнес сталкивается с массой проблем. Это и санкции, это и вопросы, связанные с падением цены на нефть и ослаблением курса рубля. Инфляция растет. Решение ЦБ о повышении ключевой ставки усиливает негативные тренды для российского бизнеса. Конечно, эффективны действия по регламентам, которые предписаны монетаристской теорией, когда процентная ставка должна останавливать курсы роста рубля. Но мы видим, что это произошло не до конца. С другой стороны, в результате повышения процентной ставки выросли не только новые кредиты, которые выдаются банками. Банки предлагают кредит уже под 30 процентов, что делает практически нерентабельными любые инвестиции. Более того - повышаются ставки по уже выданным кредитам, конечно, бизнесу нравиться это не может. Снижение ставки в январе на 2 процентных пункта, увы, не решает всех стоящих перед бизнесом проблем. Ставку нужно снижать к 8-10 процентам. Снижать постепенно и гласно с публичным графиком понижения.
- Как вы думаете, в этой ситуации какая нужна денежно-кредитная политика?
- Во-первых, курс надо поддерживать другими методами. Не ставкой рефинансирования. В арсенале у правительства есть много мер. Главным направлением антикризисной политики должна быть поддержка предприятий реального сектора, которые оказались в результате повышения процентных ставок, снижения потребительского спроса на внутреннем рынке, в результате повышения цен на импортные комплектующие в ситуации, когда их бизнес стал неэффективен.
Сегодня нужно выправлять ситуацию, в которой бизнес не виноват. Нужно пережить сложный момент, обеспечивая предприятия дополнительной ликвидностью. Бизнес сегодня находится в одной упряжке с теми банками, которые его кредитовали. В основном это банки второго эшелона. Крупные банки и так получат для капитализации триллион рублей. Второго эшелона это не коснется. Хотя он и участвует в залоговых аукционах, но это тоже очень дорогое фондирование. Поэтому сегодня нужно найти способы спасти банки, чтобы спасти реальный сектор экономики. При прошлом кризисе была создана такая организация, как АРКО - агентство по реструктуризации кредитных организаций, которое спасало банки. Мы сегодня предлагаем, кроме того, постепенно снижать процентную ключевую ставку, надо помогать банкам через вновь созданную организацию типа АРКО.
Она будет оказывать индивидуальные, целенаправленные инъекции ликвидности в ключевые точки, где сосредоточен узел всех проблем. Впрыснуть дополнительно денег, и пойдет цепочка развиваться. Если этого не сделать, может случиться "эффект домино". Начнут падать отдельные участники рынка, что повлечет банкротство банков, а затем и участников рынка.
Создать новую организацию быстрее получится на площадке уже действующих институтов развития.
Необходимо завершить инвестиционные проекты, которые были начаты, на старых условиях кредитования. В результате многие из них в середине инвестиционного процесса останавливаются. По новым ставкам их финансировать уже никакой бизнес-план не позволяет. Это касается новых строек, девелоперских проектов, новых магазинов, строящихся заводов. Для этого нужна дополнительная дешевая ликвидность от Центробанка через рефинансирование под инвестиционные проекты коммерческих банков.
Кроме того, что сейчас надо заниматься денежно-кредитной политикой и срочно выправлять сложившуюся ситуацию, нужно думать о будущем. Старая модель, которая была ресурсной, сегодня не работает. Она базировалась на тех деньгах, которые мы получали от экспорта сырья. Ясно, что сегодня это уже не работает, нужна новая модель экономического развития страны. Понять, за счет чего будет развиваться Россия, подготовить программу, определить KPI, целевые показатели и подвести под это законодательную базу. И наше предложение в том, чтобы новые прорывные проекты не вязли в старой бюрократической базе администрировать их через специальный орган - Администрацию развития.
- Цены на нефть достигли уже нижнего ценового порога?
- Будут ли цены на этом уровне или ниже, или выше, мы не должны зависеть от них при развитии нашей экономики. Если цены будут выше, пусть это будет дополнительным бонусом к тому, что мы заработаем на другом. Мы не должны быть чисто экспортно-сырьевой страной. Надо это реально и окончательно осознать.
- В последнее время очень много говорят о повышении финансовой ответственности регионов. Могут ли в нынешней сложной ситуации в регионах помочь бизнесу?
- На самом деле это происходит в рамках тех возможностей, которые есть. Пытаются сохранять любыми способами. В том числе и организационными, не допуская в бизнес много проверяющих, наказывать за увольнения. Бизнес сегодня оказался в тяжелой ситуации. В тех регионах, где поддержат предпринимателей, окажутся в лучшей экономической ситуации. Там сохранят больше рабочих мест даже путем некоторого напряжения на свой региональный бюджет. Многие регионы так и раньше поступали. Ближе к бизнесу - ближе к реальной ситуации.
- Присоединение Крыма стало для России настоящим вызовом, в том числе в плане восстановления разрушенной за 23 года экономики во время нахождения его в составе Украины? Как вы полагаете, способен ли полуостров стать драйвером роста, а не очередным дотационным регионом?
- Крым - была очень сложная бюрократическая, экономическая, законодательная задача, с которой мы оперативно справились. Я не припомню такого случая, когда нужно было адаптировать целую территорию со своим бизнесом, со своим законодательством, своими собственниками из одной юрисдикции в другую. Вначале мы не очень хорошо представляли, насколько объективно трудна эта задача, но тем не менее Крым сегодня полностью в российской юрисдикции. Работает банковская система, действует финансово-кредитное обслуживание. Решены проблемы технического регулирования, в том числе и получение лицензий для виноделов.
В Крыму по-прежнему очень много украинских предприятий, украинских инвестиций, еще не все перерегистрировались в российскую юрисдикцию. Украинские инвесторы, как в любой другой стране, могут владеть активами в Крыму, но эти активы должны быть зарегистрированы в российской юрисдикции.
С точки зрения дальнейшего развития, над Крымом будет висеть ограниченность контактов в результате санкций: с внешним миром, ограниченность транспортной инфраструктуры, энергетической инфраструктуры. Для сравнения в России есть также регионы, которые находятся экономически, энергетически, инфраструктурно в не менее сложных условиях. Но тем не менее развиваются. То, что сегодня принято решение о создании особой экономической зоны Крым, сегодня там ведется специальная программа по поддержке предпринимателей, инвестирующих в полуостров, даст возможность Крыму стать самообеспеченным регионом.