"Основное отличие между государственными и частными медучреждениями состоит в уровне обслуживания пациентов - в отношении и внимании к ним, - пояснил он "РГБ" свою идею. - Конечно, стандарты и протоколы лечения, этика и деонтология врача (совокупность нравственных норм. - Ред.) должны быть одинаковы. Но в частных учреждениях помимо стандартов лечения существуют и стандарты медицинского сервиса".
"Переподготовка врачей идет по утвержденным госпрограммам (например, бывший хирург приобретает специальность рентгенолога), - не согласен президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов. - Если речь о программах повышения квалификации, то опять же нет "более хороших/дорогих (для частников)" и "менее хороших/дешевых (для госнужд)".
С точки зрения профессионального подхода не бывает медицины ни платной, ни бесплатной, равно как для врача не должно быть разницы между больным, пришедшим по полису ОМС, от страховой компании или заплатившим деньги за прием, считает главный врач одной из больниц компании "МЕДСИ" профессор Никита Неверов: "Говорить о какой-то спецподготовке для работы в частной клинике не считаю уместным. Одно неоспоримо: в частной клинике значительно больше времени отводится на общение с пациентом".
Пациенты на личном опыте могут оценить разницу между муниципальными и частными клиниками. В муниципальных очереди, нервотрепка и нередко равнодушие и грубость персонала. В частных, как правило, вас постараются окружить вниманием, предложат дополнительные услуги, будут активно улыбаться и т.п. Хотя это не всегда гарантирует высокое качество самой медицинской услуги - во-первых, у "частников" нередко работают те же врачи, что и в муниципальных учреждениях, во-вторых, тут порой персонал набирают по принципу личных связей, а не по деловым качествам. И тем не менее многие частные клиники своими силами адаптируют "госслужащих" медиков под свои нужды.
"Программа адаптации включает в себя общую информацию об учреждении, о миссии и целях компании, основы корпоративной культуры и медицинской деонтологии, курс по клиентоориентированности и способах урегулирования конфликтов, азы работы в медицинской информационной системе, особенности добровольного медстрахования, - продолжает Рукодайный. - Для топ-менеджеров разработана программа корпоративного МВА. На примере клиник "НИАРМЕДИК" могу сказать, что средние затраты на адаптацию одного сотрудника на стартовом этапе составляют около 100 тыс. руб. Зато "частники" более эффективно, чем госучреждения, используют свои ресурсы, а этому тоже надо учить. Так, в частной клинике площадью 1500 кв. м работает то же количество персонала, что и в городской поликлинике, занимающей около 4000 кв. м. Но за счет современных информационных программ и онлайн-записи на прием, других резервов обслуживают такое же количество пациентов".
Правда, эффективность работы конкретного доктора измерить сложно. Большинство медучреждений оценивает качество работы количеством жалоб пациентов. В частных, как правило, проводят их мониторинг, организуют телефон доверия и т.п. А вот проверки качества самой медпомощи основаны на одинаковых требованиях. "Для медучреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), используются одни и те же принципы проведения медико-экономических контроля и экспертизы, а также экспертизы качества медпомощи со стороны страховых медицинских организаций, - поясняет Кузнецов. - Не разделяют по организационным формам или формам собственности ни учет выявляемых дефектов, ни объемы штрафных санкций. Контроль за оказанием медпомощи в системе добровольного медицинского страхования (ДМС) обусловлен лишь особенностями договорных отношений между страховой и медицинской организациями".
"Различий в подходах к экспертизе действительно нет, но в частных медучреждениях объем дефектов при оказании медицинской помощи в системе ОМС несколько меньше, - говорит замглавы страховой компании "СОГАЗ-Мед" Сергей Плехов. - Это, возможно, связано с тем, что они работают в ОМС преимущественно по отдельным профилям медпомощи. В этих случаях проще четко регламентировать все процессы внутри учреждения. А вне системы ОМС требования к качеству медпомощи в частных учреждениях выше, т.к. каждая обоснованная жалоба влечет за собой дополнительные услуги, которые врач оказывает за свой счет. Но мы сталкиваемся и с тем, что иногда врач в частной клинике старается назначить максимальное количество диагностических и лечебных мероприятий, подчас ненужных, поскольку его зарплата зависит от полученного дохода".