Новости

Концессии в сфере ЖКХ получат государственные субсидии
Правительство РФ одобрило введение софинансирования концессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в малых городах. Об этом на конференции, посвященной реформированию в ЖКХ, сообщил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Он отметил, что инвестора всегда привлекали концессии в больших городах, где объем выручки позволяет вывести проект на окупаемость, а вот привлечь к концессиям бизнес в малых городах было проблематично. "Долгое время шла большая дискуссия, в какой форме предоставлять софинансирование: кредиты или просто субсидии", - отметил министр. Он уточнил, что решили остановиться на субсидиях, но с обязательным условием участия концессионера.

"Предложение минстроя было на днях поддержано главой кабинета министров, - пояснил "РГБ" заместитель министра Андрей Чибис. - Мы планируем направлять прямые субсидии в те проекты, где участвует частный инвестор-концессионер. Сейчас с регионами обсуждается процент софинансирования. Но уже известно, что прямые субсидии будут выделены через Фонд содействия реформированию ЖКХ в размере не более 30% от стоимости проекта". Речь идет о городах с населением численностью менее 150 тысяч человек. Несмотря на макроэкономические изменения, концессия интересует и регионы, и бизнес, который готов инвестировать в жилищно-коммунальное хозяйство. "Быстрых успехов на таком поприще ждать не стоит. Но в ситуации, когда объем строительства сокращается, необходимо переориентироваться на другие сферы, - считает президент компании "Мортон" Александр Ручьев. - Мы предлагаем минстрою разработать программу кредитования проектов инфраструктуры ЖКХ. Это вызвало бы большой спрос у инвесторов и застройщиков".

По данным минстроя, в 2014 году в сфере ЖКХ было заключено 112 концессионных соглашений, объявлено 414 концессионных конкурсов. Для удобства работы минстроем была разработана типовая конкурсная документация. Кроме того, теперь инвесторы вправе выйти с инициативой об объявлении конкурса на коммунальные объекты, а не ждать, пока его объявит местная власть.

"Сегодня закон гарантирует возврат инвестиций, поэтому частным компаниям стало выгодно входить на рынок, - считает генеральный директор "Росводоканала" Виктор Благовещенский. - Я думаю, что в ближайшее время игроков на рынке водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) появится еще больше. Знаю, что сейчас многие компании, имея значительные денежные ресурсы, уже ищут надежные и выгодные варианты для их размещения".

Однако эксперты пока очень настороженно относятся к концессиям в коммунальной отрасли. Так, по информации председателя совета директоров компании "Российские коммунальные системы" Григория Теряна, едва ли не каждое второе концессионное соглашение, принятое в прошлом году, - это квазиконцессия, так как плохо коррелируется с требованиями российского законодательства.

Его поддержала глава Ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, которая считает, что сегодня законодательство в сфере водоотведения чересчур "стерильно", так как предлагает бизнесу без вариантов только один механизм - концессионное соглашение.

"Сегодня в сфере водоснабжения есть только концессионный механизм управления, - пояснила она. - Отвергнута возможность акционирования. Получается, что вода - единственная сфера, в которой отсутствует возможность передачи в залог объектов инфраструктуры и/или акций, хотя в тепле и электричестве это разрешено".

Однако Михаил Мень скептически отнесся к идее появления акционерных обществ в сфере ЖКХ.

Примеров концессионных соглашений, к сожалению, пока не так много. Не всегда удается соглашения сторон довести до подписания договора между государством и частной компанией, ведь у каждой стороны свои обязательства. Государство, как правило, гарантирует строительство инфраструктуры, которая всегда требует крупных капитальных вложений.

Эксперты уверены, что в результате недостаток механизмов участия в инвестировании коммунальной сферы приводит к тому, что инвестора, вознамерившегося вложить деньги в отрасль, отпугнут серьезные сложности. Елена Довлатова перечислила основные проблемы бизнеса при инвестировании в ЖКХ: "Вода имеет самую маленькую годовую выручку: водоснабжение и водоотведение приносит 348 млрд рублей, теплоснабжение - 900 млрд, электроэнергия - 1,2 трлн. Выходит, что вода у нас сегодня недооценена. В водоснабжении и водоотведении фиксируется отрицательная фондоотдача: на 1 вложенный рубль мы получаем 44 копейки. Из этого можно сделать вывод, что у нас экономически необоснованный тариф на водоснабжение и водоотведение. Например, Санкт-Петербург недополучает из тарифа 30% на осуществление операционной деятельности предприятия".

В связи с этим ряд экспертов считают, что из-за изначально низкой стоимости услуг на водоснабжение и водоотведение переход на долгосрочное тарифное регулирование не приведет к улучшению ситуации, а лишь продолжит дальнейшее накопление выпадающих доходов на предприятиях отрасли. По словам Довлатовой, долгосрочные тарифы будут эффективны лишь в том случае, когда они изначально экономически обоснованы.

Между тем ресурсоснабжающие организации настроены более оптимистично. "Количество игроков на нашем рынке точно не убавится - бизнес на системах ВКХ можно назвать вечным, он существует уже несколько тысяч лет, ведь первый водопровод в Риме появился в 312 году до н.э. - уверен Виктор Благовещенский. - И поэтому сегодня ни изменчивая конъюнктура рынка, ни санкции ЕС и США, которыми нас постоянно пугают, не оказывают сколь-нибудь ощутимого влияния на развитие систем водоснабжения и водоотведения в нашей стране".