Регионы получат два миллиарда рублей на проезд льготников в электричках

Госсубсидии на пригородные электрички могут увеличить на 2,1 миллиарда рублей. Эти деньги направят на компенсацию расходов по перевозке федеральных льготников в пригородном транспорте. Они пойдут со стороны Минтруда, уточнил глава Минтранса Максим Соколов на коллегии ведомства.

Сейчас происходит утверждение и других решений по финансированию электричек, в том числе есть предложение ввести нулевую ставку НДС для пригородных пассажирских компаний. Общие затраты пригородных пассажирских компаний (ППК) на перевозку составляют 100 миллиардов рублей. 50 миллиардов рублей отдают им пассажиры. Именно столько составляет выручка за билеты, стоимость, которых устанавливают регионы. Еще 50 миллиардов рублей нужно искать в федеральном и региональных бюджетах, чтобы было чем платить зарплату машинистам и обслуживать составы.

Из этой суммы 25 миллиардов рублей уже предусмотрено в федеральном бюджете на компенсацию РЖД за предоставление льготной инфраструктуры для ППК и еще примерно 8,3 миллиардов рублей заложено бюджетами субъектов на электрички, отметил замглавы Минтранса Алексей Цыденов. При условии, что льготная ставка за использование путей, которая сейчас составляет 0,25 процента от тарифа, будет снижена до 0,01 процента, можно получить еще 8 миллиардов рублей. Остается найти еще 9 миллиардов рублей. 

Поэтому правительство может пойти на обнуление ставки НДС для пригородных компаний. Сейчас только стоимость проезда в электричке не облагается налогом на добавленную стоимость, а вот остальные финоперации перевозчиков от него не освобождены. При таком льготном налоговом режиме можно снизить убытки перевозчиков еще на 6,5 миллиардов рублей. Оставалось найти примерно 2,2 миллиарда рублей, подсчитали эксперты. Как раз их и направит Минтруд.

Говоря о развитии транспортного комплекса, Соколов отметил, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом ВВП снизится на три процента, промышленное производство - на 1,6 процента, инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования - на 13,7 процента, экспорт всех видов услуг, включая транспортные услуги, сократится на 31,3 процента. В отношении транспортных услуг сокращение экспорта прогнозируется на уровне 9 процентов.

Сокращение реальных располагаемых доходов населения составит 6,3 процента. Снижение спроса на перевозки повлечет сокращение объема коммерческих перевозок грузов в 2015 году на 2,8 процента к уровню 2014 года, грузооборот снизится на 1,8 процента, а пассажирооборот - на 6 процентов, подсчитал Соколов.

Основные факторы снижения спроса на транспортные услуги - это сокращение объема производства в основных грузообразующих секторах экономики и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.

С учетом текущей ситуации для сохранения доступной цены на перевозку пассажиров в 2015 году будут компенсировать выпадающие доходы компаний при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, в том числе в направлении Калининграда. Сохраняются льготные условия проезда для школьников и студентов. В 2015 году реализуется господдержка авиаперевозок внутри России, а также есть программы помощи регионам по обновлению парка автобусов, заметил министр.