Полковнику, скажу без пафоса, волею судьбы дважды пришлось спасать мир. Сначала в годы войны и благодаря Феклисову наша страна добывала и добыла атомные секреты, обретя паритет с Соединенными Штатами. Потом в октябре 1962 года благодаря усилиям резидента советской разведки в США Александра Феклисова, псевдоним Фомин, была предотвращена атомная война и не допущено применение того самого оружия, за обладания которым так боролся с друзьями.
Даже во внешней разведке, где пути господни поистине неисповедимы, подобное на долю одного единственного человека выпадает редко. Я о других случаях не слышал. И на мой вопрос: "Александр Семенович, а как думаете, почему именно Вы?", мой добрый знакомый полковник отвечал своим глухим и в то же время высоким голосом: "Не знаю, судьба выбрала".
Думаю, все же, выбор он сделал сам. И в фильме этот судьбоносный выбор показан четко. Сына железнодорожника, глухого на левое ухо пригласили во внешнюю разведку. Глуховатый разведчик - это вообще нонсенс, но слух молодой тогда паренек потерял, спасая людей из горящего барака. И за тот, мало кем замеченный первый подвиг, судьба отплатила сторицей.
После института, в который железнодорожник тоже пробивался с боем, его пригласили в разведшколу. И там вдруг за год учебы открылось: да это же талант, который умеет и любит общаться с публикой разной, а иностранные языки схватывает налету. Но этот талант надо было найти, отыскать. И выбор оказался неожиданно верным, точным и точечным.
Дальше ему везет еще больше. Отправляют - и мгновенно - за границу. И ни куда-нибудь, а в США. Идет война, а в американской резидентуре разведчиков - раз-два и обчелся. Он мгновенно берет на связь агентов, которых в разговорах со мной называл только "наши друзья". И это чувство, испытываемое молоденьким разведчиком, работавшим под дипломатической крышей, передавалось и тем, кто работал на Советы без денег, за чистую идею. Устанавливалось наиболее важное - доверие. И ему несли и несли секреты.
В том числе и атомные, которые так нужны были Родине. Его и разведки заслуги в создании первой нашей baby - атомной бомбы - советские физики оценили как 50 на 50. И в фильме раскрываются некоторые имена, события. Ибо впервые пресс-бюро СВР доверило кинематографистам показать засекреченную до того пленку со "служебными признаниями" атомного разведчика Феклисова. Вот она - 100-процентная документальность, которой нельзя не верить. Рассказ о связях с немецким физиком-антифашистом Фуксом, всю войну помогавшим нам в создании атомного паритета - это кульминация совместных усилий. Фукс отсидел за это 9 лет в тюрьмах Ее Величества, а потом, живя в ГДР, долго ждал появления советских товарищей. И кадры посещения Феклисовым вдовы Фукса трогают душу. Особенно, когда она спрашивает, почему так поздно, ведь Клаус умер, так и не дождавшись. Но это Феклисов сам, по собственной воле, решился на тяжелый визит. Преклонив колени, как все это тактично и откровенно показано в фильме, кладет цветы на могилу верного друга. И бесценного атомного источника.
А в 1962-м, когда мир был на грани третьей мировой, все тот же Феклисов встретился с близким другом семейства Кеннеди, американским журналистом Скали. Дипломатия тогда оказалась бессильна. И в бой вступила внешняя разведка. Переговоры между двумя - русским и американцем - завершились миром. Но до этого резиденту Фомину (Феклисову) пришлось взять на себя роль, которую история ему отводить не собиралась. Он сам вписал себя в историю, попросив передать братьям Кеннеди: если вы возьмете Кубу, наши танки войдут в Западный Берлин. И наступило взаимное отрезвление.
В фильме множество деталей - таких, что помогают понять Феклисова. Вот его дочь Наталия Александровна, родившаяся в США, рассказывает, как папа из-за встречи с важным источником даже не сумел забрать ее с мамой из роддома. Попросил друга, коллегу, тоже будущего Героя России и атомного разведчика Анатолия Яцкова захватить заготовленное приданое для новорожденной. Но и тот не успел и привез домой, закутав в свой плащ. Или вещи Феклисова, например, spycoat - шпионское пальто, ему около 75 лет, в нем разведчик отправлялся на встречи с друзьями-агентами - помощниками.
Феклисова не забыли: в 1996-м ему вместе с другими атомными разведчиками присвоили звание Героя России. Когда я спрашивал, не задевает ли его некая зависть, Феклисов только улыбался: "Николай Михайлович, а что вы хотите? Не всем выпадает работать с такими, как Фукс и предотвращать ядерную войну".
А ему - выпало.