Мы вступили в непростой год. Как нам всем пережить кризис?
Марина Боровская: Сейчас эксперты пытаются оценить риски, где мы теряем устойчивость. Скажу как экономист. Экономические циклы - кризис, спад, застой, развитие - присутствуют в любой экономике. Чем выше скорость обновления ресурсов, тем чаще наступают экономические циклы. В эпоху кризисного застоя, опасности и рисков на самом деле значительно обновляется экономика, меняется распределение сил на рынке.
И сейчас у молодых людей, выпускников есть реальные шансы вписаться в обновленную экономику со своими проектами. Мы сегодня ищем такие научные коллективы, которые могут применить эти фундаментальные знания на практике. Один из примеров - подписание соглашения с целым рядом промышленных предприятий о создании кластера "Южное созвездие". Студенты там участвуют как самостоятельная проектная группа для внедрения разработок. Результаты обещают быть ощутимыми.
То есть вы рассматриваете кризис как обновление?
Марина Боровская: Для науки и образования, в частности. Это возможность перетрясти все, что есть, посмотреть, что годится для дальнейшей реализации, а от чего нужно отказаться. В ЮФУ создана вся инновационная цепочка: университет - фонд, поддерживающий проект - администрация - индустриальный партнер. Благодаря ей можно определить, что нужно и как это реализовать.
Главное ваше средство от кризиса - это то, что университет сегодня не зависит от государственных денег. На чем же вы зарабатываете?
Марина Боровская: ЮФУ и те университеты, которые вошли в его состав, всегда отличала погруженность в науку. Эта направленность задана еще Юрием Ждановым, создавшим систему НИИ. Он был уверен, что нельзя без хорошей науки, сильных научных школ и площадок развивать достойное образование. Этот посыл сегодня лежит в основе деятельности ЮФУ. Результаты научной деятельности за последние годы впечатляющие. Если в 2013 году эффект от внедрения разработок составил миллиард 60 миллионов, то в 2014-м - больше полутора миллиардов.
Растут вложения как в фундаментальную науку, так и в прикладную, имеющую спрос. Спрос отражает, насколько разработки вуза интересны предприятиям и компаниям. Около 600 миллионов рублей за прошлый год только по хоздоговорам с ними - очень высокий показатель. Скажу честно: этот эффект не сегодняшнего периода. А системный результат тех процессов, которые были запущены в 2006 году, с начала реализации нацпроекта "Образование" и участия нашего вуза в пилотном проекте по созданию федеральных университетов.
За эти годы в обновление и развитие Южного федерального университета государством было вложено 6,5 миллиарда рублей. Университет обновил технику, оборудование, созданы новые научные лаборатории. Обустроены учебные и исследовательские корпуса, построен кампус. В 2009 году финансирование завершилось, но программа развития вуза продолжается до 2021 года. Университет должен теперь искать собственные средства, ежегодно по миллиарду рублей на развитие технологий. ЮФУ с этой задачей справляется.
Развитие каких направлений дает наиболее ощутимую отдачу? Куда проще вкладывать, чтобы потом выиграть?
Марина Боровская: Есть пять направлений, это системы управления, навигации, связи и робототехника, по которой у нас имеются 200-миллионные контракты. Много заказов в области создания новых материалов и инструментов. Двадцать миллионов вложили на обновление вычислительного суперкластера, который также приносит эффектные результаты. Не обойтись нам без фундаментальных тем и прикладных исследований по ним, поэтому 400 миллионов рублей направляется в эту сферу.
Активно развивается сектор информационных систем и технологий. Важны работы по изучению Азово-Черноморского бассейна, от анализа изменения подводных грунтов и экобаланса до сохранения водных ресурсов. Интересный проект "Юг России" - по исследованию геополитических процессов в регионе, сохранению территорий Кавказа и поиску возможных вариантов их поддержки, формированию самоидентификации народа.
Марина Александровна, почему в Южном федеральном университете с каждым годом уменьшается прием абитуриентов?
Марина Боровская: Действительно, за последние два года университет ограничил прием студентов. Он уменьшился на 3,5 тысячи мест. Наша цель - поднять качество подготовки, поэтому важным условием для поступления становится прохождение входного контроля. Если абитуриент набирает по предмету меньше 50-60 баллов, путь в ЮФУ ему заказан. Кто набирает больше, едет, как правило, учиться в Москву. А мы в итоге обретаем устойчивый, самостоятельный контингент ребят, серьезно нацеленных на учебу. Кстати, по результатам тестирования студентов первого-второго курсов определенно видно, что их уровень выше, чем в прежние годы.
В прошлом году вы выступали за возврат сочинения. И вот оно вернулось. Теперь поднимают вопрос о том, чтобы давать баллы за золотую медаль, за сдачу норм ГТО. Как вы к этому относитесь?
Марина Боровская: Мы вообще в этом году впервые будем принимать абитуриентов с учетом их портфолио. Это станет одним из обязательных требований при поступлении.
Замечательно! Сначала фейсконтроль, только не в смысле соответствия физиономии, а высокого проходного балла. Затем - портфолио, своеобразное досье всех личных достижений.
Марина Боровская: Не всех, конечно, а имеющих отношение к учебному процессу и научной деятельности. Следующий шаг - введение системы личных кабинетов. Сначала для профессоров и преподавателей, потом и для студентов. Это позволит объективно распределять повышенные стипендии. Сейчас, между прочим, они достигают 17-19 тысяч рублей в месяц. Такая цифра удивляет многих. Но это предусмотрено постановлением правительства: 10 процентов от общего стипендиального фонда идет на повышенные стипендии для одаренных студентов.
Как их отобрать, вопрос непростой. Все студенты, желающие участвовать в конкурсе на получение повышенной стипендии, входят в свой личный кабинет на сайте вуза и вносят все свои результаты. Участие в конференциях от имени университета, программах, научных исследованиях, награды, дипломы и прочие успехи. Система открыта и доступна каждому.
Как университет коснулись украинские события? Вы приняли на учебу детей беженцев с Донбасса. Как вы оцениваете их уровень подготовки? Какие условия для них созданы?
Марина Боровская: Мы приняли и преподавателей на работу, и студентов на учебу. Они демонстрируют достаточно неплохой уровень подготовки. Сыграло роль то, что Украина готовилась вступить в Евросоюз и подняла уровень требований по образовательным стандартам. Что касается приема ребят, он шел по правилам приема иностранных студентов и соотечественников, приезжающих из-за рубежа. Проблемы были, возможно, с социализацией в наших коллективах: многие ребята были очень напряжены морально. Они приехали с войны. У многих остались там родственники. Они нуждаются в человеческой поддержке.
Всего на обучение было принято около 600 студентов. Часть из них во время первого перемирия вернулась назад на Украину. Специально для этой категории студентов были выданы квоты, но это не значит, что принимали всех, они также проходили тестирование. Кто не мог его пройти, имели возможность попробовать себя в других вузах. В любом случае, отбор шел объективно и не в ущерб остальным студентам. Этим же принципом руководствовались и при предоставлении мест в общежитии.
Сказались ли на деятельности ЮФУ санкции Запада?
Марина Боровская: Все поставки оборудования выполнены. В том числе грандиозный проект по организации пилотной площадки компании IBM, поставившей нам вычислительный суперкомплекс. Сейчас он активно включен в систему обработки данных. Сотрудничество продолжится и в 2015 году. Реализуются все проекты, связанные с академической мобильностью студентов: стажировки, обмен, обучающие программы с выездом в европейские университеты.
Назовите самые востребованные лет через пять специальности.
Марина Боровская: Абитуриентам всегда советую следующую формулу выбора. Нужно иметь в базе, то есть в бакалавриате, инженерную или естественно-научную специальность.
Сейчас как эксперты мы можем предсказать успех тех наук, которые занимаются перспективой развития отраслей и регионов. Сложно сказать, физики или химики будут востребованы. Но то, что сегодня идет междисциплинарный поиск, очевидно. Узкий специалист в той или иной сфере, конечно, необходим. Это базовое образование дает необходимый инструментарий.
Но самая идеальная формула - химию с физикой соединить, биологию добавить, биотехнологии получить на выходе. Это значит, нужно закончить бакалавриат по естественно-научным и инженерным специальностям, а потом магистратуру по общественному или гуманитарныому профилю. И пара языков - английский безусловно и любой другой. Это расширяет возможности будущего профи.
В этом году прекрасная дата, столетие университета. Как будем отмечать?
Марина Боровская: В октябре сто лет назад в Варшавском императорском университете, перебазировавшемся в Ростов-на-Дону, начались первые занятия. Собственно, весь год пройдет под знаком этого юбилея. Будет много мероприятий, связанных с именами университета, учеными, которые вошли в его историю. Заработают научно-образовательные программы в отремонтированной библиотеке РГУ. СКНЦ откроет академический центр, о создании которого мечтал Юрий Жданов, и там будут наши прославленные академики: Владимир Минкин, Владимир Бабешко, Владимир Колесников. В студгородке на Западном построят 50-метровый бассейн. На проспекте Шолохова появится центр ядерной медицины, где университет совместно с медучреждениями будет проводить диагностирование в области ядерной медицины. В Ботаническом саду РГУ откроются новые теплицы с суперсовременными лабораториями, которые будут работать над задачами сохранения экосистемы и создания реестра растений. И много-много других мероприятий.