Инициатором такого объединения выступил руководитель производственной компании по изготовлению замороженных полуфабрикатов, председатель Ассоциации молодых предпринимателей Зауралья Роман Степанов. По его мнению, чтобы удержаться на рынке, нужно наращивать товарооборот, сокращая при этом издержки производства, накладные расходы и наценки на пути продукции к потребителю. Одним из лишних звеньев этой цепи в сегодняшней непростой экономической ситуации становится дистрибьютор, функция которого по продвижению товара перейдет к логистам. Осуществлять ее, по замыслу Романа Степанова, может объединение предпринимателей или специальный логистический центр для малого бизнеса.
- Дистрибьюторы берут за свои услуги около 40 процентов, а логисты - от 10 до 15, - поясняет предприниматель. - Исходя из этого, развитие логистики очень выгодно именно мелким производителям продуктов питания. Объединившись, несколько таких компаний могли бы, допустим, одной ГАЗелью доставлять в отдаленные торговые точки три или пять видов продукции. Во-первых, это реальная экономия средств, во-вторых, у предприятия, выпускающего однородный продукт в небольшом количестве, появляется возможность расширить рынок сбыта. Ведь в одиночку возить товар далеко не рентабельно.
Сам Степанов этот замысел уже реализовал: он доставляет в дальние деревни Курганской области вместе со своими продукты других компаний, в том числе даже торты. Жителям глубинки от такой кооперации только польза: ассортимент продовольствия в сельских магазинах заметно расширился.
Другая идея молодого предпринимателя - совместно организовать закуп сырья и производство - тоже оказалась вполне жизнеспособной. Суть ее в том, что производители однородных продуктов объединяются в некий кластер или союз. Используя принцип внутренней кооперации, они закупают значительный объем сырья по более низкой цене либо загружают производство друг друга - возможны разные варианты сотрудничества, помогающие сообща выстоять в кризис. Предприятие Романа Степанова реализует этот проект в связке с двумя местными мясокомбинатами.
А чтобы увеличить товарооборот, бизнесмен вместе с региональной торговой сетью запустил проект "Социальный продукт": производитель снижает свою цену за счет отказа от рекламной наценки и уменьшения торговой. Ретейлер, в свою очередь, выделяет дополнительное место под товар, и покупатель получает продукт на 10 процентов дешевле. По словам Романа Степанова, результат такого сотрудничества - неплохой прирост товарооборота. По его убеждению, если использовать подобный подход, можно снизить издержки даже в таком сложном процессе, как организация школьного питания, сделав этот бизнес привлекательным для инвесторов. Правда, прежде предстоит серьезная совместная работа сотрудников муниципалитетов и предпринимателей по выявлению непроизводительных потерь и оптимизации расходов.
- Я глубоко убежден: кризис - это уникальная возможность для выхода предприятия на новый уровень, - говорит Роман Степанов. - Кто-то не выдержит испытания и уйдет с рынка, а ниша освободится. Если не мы, то ее займет другая компания, потому что продукты питания всегда будут востребованы. Поэтому я нацелен на развитие.
Кстати
Идеями и опытом Романа Степанова заинтересовался департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. В ведомстве формируется рабочая группа по развитию проекта "Социальный продукт". Планируется включить в него производителей молока и колбас.