Для инвесторов это означает снижение инвестиционной привлекательности долговых ценных бумаг, выпущенных регионом. Но не все субъекты РФ пользуются услугами международных рейтинговых агентств. Рейтинги необходимы регионам, активно привлекающим заемные средства на финансовом рынке или в банковском секторе. К таким относятся прежде всего экономически развитые субъекты. Поэтому ухудшение рейтинга у таких регионов не обязательно означает, что ситуация в них наиболее сложная.
При условии сохранения суверенного рейтинга РФ на текущем уровне повторного снижения региональных рейтингов ожидать не следует. Тем более что в Москве и ряде нефтегазодобывающих регионов удается сбалансированно управлять бюджетом и не допускать резкого роста государственного долга. Но субъекты РФ в любом случае нуждаются в привлечении инвестиций. В декабре 2014 года наше агентство опубликовало второй ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. У 26 из 80 регионов ситуация за год ухудшилась. 13 регионов сумели улучшить свои позиции.
Падение инвестиций - сигнал приближающейся рецессии. Если первый с момента кризиса 2008-2009 годов спад российского ВВП ожидается в 2015 году, то снижение инвестактивности российских предприятий зафиксировано еще в 2013-м. Спад ускорился в 2014 году: по предварительным оценкам, объем инвестиций в основной капитал сократился почти на три процента относительно аналогичного периода предыдущего года. Упали и прямые иностранные инвестиции. По оценкам ЮНКТАД, в 2014 году в нашу экономику поступило около 19 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, что примерно на 70 процентов ниже показателя предыдущего года. Санкции, падение цен на нефть, колебания курсов валют и другие факторы сыграли свою роль.
Снижение инвестиций приводит к усилению борьбы за инвесторов между регионами. Власти заинтересованы в их привлечении. Бюджеты многих регионов исполняются с дефицитом. Его пытаются покрыть наращиванием госдолга. По данным министра финансов Антона Силуанова, суммарный госдолг российских регионов вырос в 2014 году на 20 процентов и составил более 2 триллионов рублей. Но наращивание госдолга - ненадежный способ стабилизации. Полноценное восстановление возможно только при условии увеличения доходной базы бюджетов, а для этого необходимо стимулирование реального сектора экономики и привлечение частных инвестиций.
Можно выделить три важных шага, которые помогут привлекать инвестиции даже в условиях экономической турбулентности.
Во-первых, регионам необходимо перейти от "точечной" помощи инвесторов к комплексной системе поддержки инвестпроектов, охватывающей все отрасли и размеры бизнеса. В большинстве регионов ведется индивидуальная работа с крупными инвесторами, им предоставляются различные льготы, оказывается содействие в прохождении бюрократических процедур. Но малые и средние предприятия лишены доступа к таким преференциям. Поэтому в регионах надо создать систему мер инвестиционной поддержки с равным доступом для всех категорий инвесторов.
Во-вторых, регионам следует диверсифицировать отраслевую структуру привлекаемых инвестиций. Это важно и для промышленно развитых регионов. В качестве примера можно привести Калужскую область, динамичное развитие которой во многом обеспечивалось предприятиями автомобильного кластера. В этом году на фоне падения российского авторынка в регионе ухудшилась экономическая ситуация: промпроизводство выросло лишь на 2 процента. К счастью, в Калужской области активно развиваются еще три кластера: фармацевтический, логистический и кластер информационно-коммуникационных технологий. В среднесрочной перспективе их успешное развитие позволит снизить риски, связанные с зависимостью от автомобильной отрасли.
В-третьих, регионы должны продолжать развитие транспортной, телекоммуникационной и инвестиционной инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. Но сейчас в некоторых регионах обсуждается сокращение расходов на развитие инфраструктуры в пользу социальных программ. Такое решение может иметь неблагоприятные последствия, поскольку опросы показывают, что недостаточное инфраструктурное развитие - одна из ключевых проблем регионов.
Инвесторы, для которых созданы благоприятные условия ведения бизнеса, готовы не только вносить свой вклад в формирование доходной части бюджетов, но и активно участвовать в социальном развитии регионов. То есть реформы, нацеленные на улучшение инвестклимата, способствуют повышению качества жизни в регионах. Компании, например, строят детские сады.