- Александр Сергеевич, какие проекты станут образцово-показательными для всего региона и какой эффект ожидается от их запуска?
Александр Галушка: Минвостокразвития России совместно с регионами, с потенциальными инвесторами детально и предметно рассмотрело возможность создания каждой конкретной площадки ТОР, реализации каждого инвестпроекта. Сегодня они соответствуют всем необходимым требованиям и критериям.
Из 15 заявок от субъектов РФ на создание ТОР были отобраны три проекта: "Хабаровск", "Комсомольск" и "Надеждинская".
Заявки отбирались по двум ключевым параметрам. Во-первых, важное значение имело наличие реально заинтересованных инвесторов, готовых начать практическое проектирование и строительство своих производств на предлагаемой территории. Во-вторых, оценивалась максимальная проработанность инфраструктурного обеспечения, позволяющая начать проектирование и строительство уже в этом году.
Для создания инфраструктуры этих трех ТОР необходимо бюджетное финансирование в размере 6,2 миллиарда рублей, объем частных инвестиций составляет 50,48 миллиарда рублей.
По нашим расчетам запуск первых трех территорий опережающего развития даст Дальнему Востоку порядка 7000 рабочих мест. Кроме того, обеспечит развитие территорий, прилежащих к ТОР, за счет создания объектов инфраструктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства за счет оказания сервисных услуг резидентам ТОР.
Напомним, минвостокразвития начал отбор инвестпроектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока еще в ноябре прошлого года. Тогда поступило 39 заявок с общим объемом частных инвестиций более 1,5 триллиона рублей. В результате оценки 7 инвестиционных проектов были признаны готовыми для рассмотрения на Подкомиссии (имеется наличие проектно-сметной документации и заключение государственной экспертизы). Общий объем частных инвестиций по этим 7 проектам составляет 127,8 миллиарда рублей. Объем запрашиваемых государственных инвестиций составляет 16,8 миллиарда рублей. В результате соотношение частных инвестиций к государственным - 7:1.
Реализация этих проектов обеспечит 89,5 миллиарда рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года и позволит создать почти 8,5 тысячи рабочих мест.
Есть мнение, что ТОР создаются для китайской рабочей силы...
Александр Галушка: Нет, это не так. В первую очередь рабочие места на Дальнем Востоке создаются для дальневосточников. Во вторую - для граждан РФ, если на Дальнем Востоке не будет хватать тех или иных квалифицированных специалистов. Никакого "массового привлечения китайцев" правительство не планирует.
Хочу напомнить, что в структуре нашего министерства создан специальный департамент управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов, который предметно занимается подбором и привлечением на Дальний Восток необходимых специалистов. Кроме того, в законе о ТОР предусмотрено создание на Дальнем Востоке специального агентства, которое будет заниматься развитием человеческого капитала.
- Ряд компаний Республики Корея будет участвовать в реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, уже началась работа над проектом "энергетического моста" в Южную Корею через территорию КНДР. Какие еще проекты на Корейском полуострове могут быть запущены в ближайшие годы?
Александр Галушка: На уровне правительств трех стран обсуждается целый ряд проектов, среди них газопровод, авто- и железнодорожное транзитное сообщение через КНДР в Южную Корею, "энергетический мост" и другие. При этом среди всех проектов наиболее перспективными сегодня видятся "энергетический мост" и совместный проект строительства на российской территории (в Приморском крае) индустриального парка с привлечением южнокорейских технологий и инвестиций и северокорейской рабочей силы. Также в ноябре был осуществлен пилотный запуск транспортировки угля в Южную Корею через КНДР по маршруту Хасан - Раджин. Этот проект тоже видится перспективным, сегодня необходимо придать ему импульс, обратив внимание правительств трех стран на аспекты поддержки бизнеса.