Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, нужны свободно мыслящие люди, во-вторых - среда, которая поддерживает, а не глушит инновационные начинания. И, наконец, эта среда должна находиться в благоприятных для инноваций отношениях с государством. И самое главное - нужен собственный инновационный рынок. Сейчас, как отмечают эксперты, существует явный перекос: есть хорошо развитая среда для создания инновационного бизнеса, но тяжело формируется процесс коммерциализации. Пока основным заказчиком инновационной продукции является средний бизнес. Крупные промышленные предприятия обращаются к инноваторам, только когда за горло возьмут и нет другого выхода. Как считает заместитель генерального директора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов, работу нужно начинать не с разработчиков и не с технологий, а скорее с заказчика на эти технологии, то есть потребителя.
- Не все технологии ориентированы на розничный рынок, в большинстве своем это бизнес В2В. Это крупные корпорации и промышленные предприятия, - говорит эксперт.
- Крупная отечественная промышленность не живет в условиях реальной конкуренции. Монополистов новые технологии не интересуют. Если им нужно будет создать новое, то для этого есть собственные конструкторские бюро, - говорит председатель правления управляющей компании "Ломоносов капитал" Евгений Гайслер.
Фундаментальную науку и реальное производство могут объединить технологические парки. Это успешно демонстрирует новосибирский технопарк "Академпарк". Сегодня общее количество его резидентов составляет 305 компаний. В них трудятся около девяти тысяч человек. По итогам 2014 года выручка резидентов превысила 17 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на треть. В строительство "Академпарка" вложено 2,3 миллиарда рублей федеральных средств и 3,9 миллиарда - региональных. Еще почти четыре миллиарда привлечено частных инвестиций, которые были направлены на покупку технологического оборудования и строительство офисно-лабораторных зданий резидентов. На взгляд генерального директора технопарка Дмитрия Верховода, такие вложения были необходимы. Создать технологические парки в green field (чистом поле) сложно. Они должны быть привязаны к научной, образовательной, предпринимательской среде. В таком случае проект выстрелит. Как и произошло в Новосибирске, где технопарк разместился в Академгородке, а институты Сибирского отделения РАН и их сотрудники "напитали" проект идеями, исследованиями, технологиями. Но для их прототипирования и масштабирования нужны жизненное пространство, технологическая инфраструктура, система генерации (непрерывного цикла). Без этого рассчитывать на появление нового комплекса компаний бессмысленно.
- Необходим диалог с государственными структурами и госкорпорациями, нужны понятные механизмы взаимодействия, продвижения тех инноваций, которые есть в наших компаниях. Причем его хочется построить не индивидуально между компаниями, а именно в составе кластера, так как он имеет возможность собирать компетенции в кучку и предъявлять их в собранном виде. Такой способ взаимодействия считаю более эффективным, - говорит один из инициаторов IT-кластера новосибирского технопарка, председатель совета директоров партнерства "СибАкадемСофт" Ирина Травина.
Наталья Кабанова, академик РАН, доктор экономических наук, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН:
- Сейчас мир имеет глобальные фабрики. Почти 80 процентов мировой торговли идет по каналам транснациональных корпораций, которые создали свои товары как глобальные. В каждом товаре присутствуют флаги очень многих стран. В любом товаре - от персонального компьютера до автомобиля - есть руки, мозги, логистика, транспорт, представленные агентами абсолютно всех стран. Вопрос в том, насколько это устойчиво. Насколько устойчив азиатский вектор глобализации, потому что основная стратегия создания глобальных цепочек добавленной стоимости заключалась в том, что развитый мир старался удержать свое технологическое превосходство. Он старался удержать у себя основные решающие блоки инновационных систем и снимать интеллектуальную ренту. И эта рента довольно значительна и до сих пор позволяет обеспечивать, в общем, безбедное существование хайтек-компаниям развитого мира.