По словам экспертов "РГ", вслед за крупными магазинами ценники могут зафиксировать и мелкие торговые точки. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупнейшие продовольственные сети России, пояснили, что подготовили проект соглашения и отправили его в Федеральную антимонопольную службу. Если ФАС одобрит эту идею (а у наших экспертов в этом нет сомнений), то первое повышение цен стоит ожидать только ближе к маю.
Заморозка коснется только так называемых социально значимых товаров, список которых магазины будут формировать сами. Это может быть говядина, свинина, куры, замороженная рыба, молоко, сахар и соль, масло, некоторые крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки, хлеб и другие продукты.
По мнению экспертов "РГ", удержание цен - это вынужденная мера. Падение курса рубля и геополитический фактор спровоцировали рост цен во многих регионах, а за ним последовало и уменьшение покупательской способности. В магазинах понимают, что дальнейший рост цен приведет к еще большему снижению продаж и, соответственно, к падению выручки. Если все магазины заморозят цены одновременно, то на их прибыли это решение никак не скажется.
В качестве разовой акции фиксирование стоимости продуктов - отличная идея, но растягивать этот "ледниковый период" надолго не стоит, уверен старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС при президенте РФ Вадим Новиков. "Замораживание розничных цен является явной попыткой зафиксировать оптовые, - уверен эксперт. - Магазины работать в убыток не будут. Они поставят ультиматум оптовикам: либо сбрасывай цены, либо мы ищем другого партнера". Но к чему это приведет? Производители просто потеряют стимул к импортозамещанию и заполнению "дыр" в ассортименте, которые появились в прошлом году, говорит Новиков. Возможно и снижение выбора. "Все товары, которые продаются в магазинах со скидками, обычно очень быстро раскупают, - пояснил Вадим Новиков. - В этом случае может произойти то же, только в зону риска попадут самые важные товары. И ажиотаж спровоцирует снижение их ассортимента".
Основное повышение цен уже произошло, а фиксировать цены после того, как они уже поднялись, - полумера, считает президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. А по мнению сопредседателя Союза потребителей России, члена Общественной палаты Владимира Слепака, данные вопросы должны регулироваться законодательством и добросовестной конкуренцией. "Думаю, что после поручения президента создать сеть государственных аптек в целях доступности недорогих препаратов аналогичная мера может быть реализована в нашей торговле", - отметил он.
Тем временем
Вслед за магазинами заморозить цены решили и крупные аптечные сети России. Они зафиксировали стоимость всех жизненно важных лекарственных препаратов, лекарственных средств для лечения тяжелых и хронических заболеваний, препаратов, популярных у социально незащищенных слоев населения.