Добавим масла
Чтобы российские производители могли изготавливать парфюмерные средства и косметику, ежегодно в страну завозится из-за рубежа около 230 тонн эфирных масел. В ценах 2012 года стоимость их оценивалась в 12,5 миллиона долларов. Плюс 20 тысяч тонн лекарственного сырья на 57,5 миллиона долларов.
- Сколько эфирного масла производится на территории России, точно никто не знает - это коммерческая тайна, - рассказывает кандидат сельскохозяйственных наук Александр Мишнев. - Потребность российского рынка по разным оценкам - от 4000 до 6000 тонн ежегодно, а в лекарственных травах - примерно 100 тысяч тонн.
Институт сельского хозяйства РК планирует вывести на российский рынок крымские эфирные масла и лекарственные культуры собственного производства. Правда, самостоятельно насытить его быстро не получится. В предыдущие десятилетия главными производителями ароматной продукции в Крыму были несколько десятков некрупных предприятий, ориентированных на поставки масел в страны западной Европы и северной Америки. При этом эффективность производства у них невысокая, а урожайность эфироносов - низкая.
- Кориандр в среднем дает 640 килограммов сырья с гектара, хотя должен давать в три раза больше, - объясняет Мишнев. - Шалфей - около трех тонн с гектара, при том что устаревшие сорта давали около семи тонн, а более новые - до 15. У лаванды показатели еще ниже - одна тонна с гектара, хотя в середине прошлого века собирали семь тонн, а современные сорта дают девять.
Для повышения урожайности нужно обновлять посадки современными сортами растений.
Валютные семечки
- Есть научная база для выращивания семян, причем оригинальных, высокой репродукции, - говорит директор института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий. - Сейчас у нас в ассортименте 28 сортов десяти видов эфироносов, которые внесены в селекционный реестр РФ, и еще десять - на оформлении.
Учитывая базу института и накопленный опыт, за два-три года он способен обеспечить качественным семенным материалом кориандра, шалфея, фенхеля и укропа всех производителей не только в Крыму, но и в России.
- Если говорить о многолетних растениях, лаванде или розе, уже в этом году мы произвели около 620 тысяч саженцев лаванды, чего достаточно для закладки 25 гектаров маточников, - рассказывает Александр Мишнев. - С 2016 года при наличии заказа мы можем выйти на закладку 50 гектаров лаванды. С розой возможности меньше - около 8000 штук саженцев, что позволит заложить около двух гектаров маточников. Но при наличии заказов за несколько лет мы можем покрыть потребности.
Эфиромасличное направление в последние годы в России набирает обороты, а качественные семена приходится закупать за рубежом.
- В последнее время с учетом конъюнктуры рынка мы начали изучать тему эфиромасличных культур и уже выращиваем кориандр, - рассказал директор ООО "Старопавловское" Михаил Серик. - Очень рады, что воссоединение Крыма с Россией позволило нам выйти на Крымский институт сельского хозяйства. Совместно с ним планируем не только выращивать семена эфиромасличных культур, районированных под наш климат, но и выводить новые сорта.
Развитие собственной семеноводческой базы аграрии считают весьма перспективным направлением, потому что спрос на качественный семенной материал в России высокий.
- Нужно поднимать российское семеноводство, - говорит руководитель ООО "Моя мечта" Ирина Минина. - Сейчас это направление, мягко говоря, в загоне, что вынуждает производителей приобретать семена за рубежом. За минувший месяц я посетила три международные семеноводческие выставки и встретила на них многих российских коллег, которые прилетели за семенами.
Устроить семеноводческую базу в Крыму сейчас не получится: транспортная составляющая сделает семена слишком дорогими. Плюс есть проблемы дефицита воды в регионе. Совсем другая стоимость будет у семян крымской селекции, выращенных на материковой части России.
- В сфере эфиромасличных культур кроме нашего института это сделать никто не сможет, потому что в России мы - единственные, - говорит Владимир Паштецкий. - Поэтому мы обратились к губернатору Ставрополья с просьбой дать разрешение на создание в крае представительства крымского института. Кроме того, мы хотим открыть их в Ростовской и Астраханской областях, чтобы до сельхозпроизводителей дошли семена культур, которые будут хорошо расти в этом климате.
Свой среди чужих
Оба ставропольских партнера института сельского хозяйства Крыма уже в нынешнем году засеют пробные плантации крымскими семенами. Если культуры приживутся, их включат в севооборот и под научным руководством крымчан будут выращивать семенной материал.
К слову, эфироносы предприятия выращивали и до этого. У Ирины Мининой из 35 тысяч гектаров земли под кориандр отведено почти семь тысяч. Еще на 100 гектарах экспериментальные посадки 200 видов эфиромасличных культур - мелиссы, котовника, фенхеля, тмина, базилика и других.
- Еще в 2010 году я получила от института растениеводства семена 100 наименований эфиропряных культур, опробовала их в Ставропольском крае и увидела, что они хорошо растут, хотя никто никогда их там не выращивал, даже в СССР, - рассказывает она. - В том числе попробовали выращивать кунжут, потребность в котором в нашей стране огромная. В Россию из Судана ввозят около 15 тысяч тонн кунжута в год, а его можно прекрасно выращивать в Ставропольском крае и Крыму.
Есть, правда, сложности с уборкой этой культуры. Однолетнее растение достигает трех метров в высоту, а убирать урожай приходится вручную, потому что никто из мировых производителей сельхозтехники так и не придумал специального комбайна.
Полуостров подперчат
Помимо кунжута ставропольцы хотят попробовать выращивать в Крыму пряные культуры, например, перец, который не растет в других регионах России.
- Два года тому назад я начала заниматься выращиванием перца-горошка, - вспоминает Ирина Минина. - Собрала всю мировую коллекцию из более чем 30 видов, в том числе и тех, которых в мире выращивают около 300 килограммов в год. Среди них "витекс священный" - его еще называют "перец монашеский". Россия закупает его в Германии за огромные деньги, а выращивают его в Сирии и Иране. В этом году я хочу попробовать выращивать его на Ставрополье. Если он выдержит климатические условия, заложу плантацию. В Крыму он растет замечательно - так давайте заложим плантацию здесь, а я готова финансировать этот проект.
Кроме того, в Крыму могут появиться посадки стручкового перца, которого в мире около 20 видов.
- Есть перец "птичий глаз", который выращивают в Мексике, - продолжает Ирина. - Цены на него сильно выросли из-за ручной уборки: стоимость килограмма на родине около 10 евро, а к нам он приезжает уже по 20. Попробовала выращивать его на Ставрополье, и оказалось, он замечательно растет в полевых условиях. Давайте выращивать его и в Крыму.
А еще ставропольские бизнесмены предлагают крымчанам заложить миндальную рощу, чтобы марципановые конфеты изготавливать из российского сырья.
- Мировой рынок миндального ореха захвачен США, а у Никитского ботанического сада в коллекции 250 сортов миндального ореха, в том числе и зимостойкие. Я готова финансировать закладку плантации миндаля, - предлагает Минина. - Кроме того, Крым - единственное место в России, где растут розмарин и можжевеловая ягода, которые тоже очень востребованы.
Крымские ученые к предложению ставропольцев отнеслись с интересом и готовы предоставить свои земли под закладку этих культур.
- Правительство выделило институту и его опытному хозяйству 2,3 тысячи гектаров земли в четырех районах Крыма, - говорит Владимир Паштецкий. - Мы готовы на них экспериментировать с новыми культурами, потому что это может дать толчок развитию отрасли и открыть перед нами новые перспективы.