Полицейский представлен к высокой правительственной награде, губернатор Наталья Комарова не так давно чаевничала в ипотечной квартире Шпакова, засвидетельствовав свое почтение главе семьи. Вместе с тем до последнего времени некоторые обстоятельства ДТП оставались в тени, часть информации, обнародованной СМИ по свежим следам происшествия, была неточной, неполной. Поэтому в Сети развернулась дискуссия, способен ли седан весом 1,2 тонны опрокинуть груженый самосвал на ровной дороге. "Случилось невообразимое - гепард, разогнавшись, сбил с ног взрослого слона", - не без сарказма прокомментировал ситуацию житель Сургута. Действительно, случай из ряда вон.
Что же произошло вечером 16 декабря? И кто он, наш герой? Отчаянный человек? Человек чести и долга? Везунчик? На эти вопросы искал ответы корреспондент "РГ".
***
С наполовину перебинтованным и загипсованным туловищем, с левой рукой на подвязке Дмитрия Шпака не так давно привезли в родной дом.
- По нему страсть как соскучился, здесь все быстрее зарастет. На днях две спицы из ключицы извлекли! - радостно сообщает больной. Весной он надеется сесть за руль, а летом - защитить диплом. Майор - заочник Уральского юридического института.
В МВД он служит 11 лет. Начинал в ППС, ныне - замкомандира отдельной роты ДПС ОГИБДД Нижневартовского района Югры. Водительский стаж вдвое больше. Прежде попадал в мелкие аварии, одну, признается, совершил по собственной вине в молодости, когда управлял подержанной "шестеркой". "Врубил на всю катушку музыку, на пешеходном переходе помял крыло и бампер передней машины, - вспоминает майор. - С тех пор грома динамиков в салоне не допускаю - отвлекают".
Расспрашиваю собеседника о деталях последнего в его жизни ДТП. В тот день в поселке Новоаганск прошел фестиваль творческих коллективов района. Автобусы с артистами из Излучинска, преимущественно из числа школьников, Шпак вызвался сопровождать и утром, и вечером. ПДД о чем гласит: завидев идущее впереди колонны полицейское авто с проблесковым маячком, водители встречных транспортных средств должны сбавить скорость, прижаться к обочине, быть готовым при необходимости остановиться.
- Ехали с мужем Сергеем и знакомой женщиной на внедорожнике позади автобусов. Они шли на крейсерской скорости - километров 80 в час. Нет, решили мы, смысла обгонять, рисковать: поземка, темень, после дневной оттепели подморозило, по краям шоссе скользко, - рассказывает глава поселка Покур Зоя Бахарева. - Внезапно автобусы остановились. Наверное, перекур. Только почему посреди дороги? Пошли разведывать. Ого, грузовик на борту лежит в груде щебня. Патрульная - всмятку. Кто-то кричит: "Срочно обезболивающее!".
Ближайшая станция "Скорой помощи" - в десятках километров отсюда. Пока дождешься. Супруги Бахаревы с аварийной сигнализацией на умеренной скорости двинулись в сторону Нижневартовска, поминутно оглядываясь на заднее сиденье, где постанывал от нестерпимой боли раненый...
Сам он вот что говорит:
- По встречной, под уклон, два самосвала следовали. Как впоследствии выяснилось, недопустимо близко друг к другу. Передний затормозил, второй в него врезался. В Интернете иные "знатоки" рассуждают: Шпак, видимо, по осевой несся, не дал проходу грузовикам. Но для них было препятствие на их же полосе, часть ее занял трал для перевозки большегрузной техники - он стоял с поломкой. То есть автобусам хоть как следовало уступить дорогу. Там, где трал находился, и в самый впритык было не разъехаться.
- Второй самосвал вынырнул метрах в десяти от меня. Его, как теперь понимаю, после столкновения с флагманской машиной (ту в свою очередь занесло в сугроб) вынесло бортом на встречную и тащило юзом по всей ширине обледеневшей полосы. На размышление и секунды нет, позади дети. Двинулся навстречу... Первое, что напрягло после удара: не могу дышать, с трудом вздохнул, и голова "плывет". Тем не менее сознание не терял. Кто-то из добровольных спасателей принялся разбивать лопатой переднее стекло. Сигнализирую здоровой рукой: "Не долбите!". Дотянулся до блокировки противоположной дверки - отгребайте снег, через нее волоките. В общем, даже умудрился руководить операцией по своему освобождению, - улыбается Дмитрий.
- Так как же вы "нокаутировали" большегруз? - допытываю его.
- Подфартило, думаю. "Хендай" должно было буквально размазать по асфальту. К счастью, удар пришелся на угловой участок возле переднего колеса самосвала. У того, очевидно, сместился центр тяжести - щебень в кузове лежал уже неравномерно, моя машина стала препятствием, вызвавшим критический крен самосвала и его опрокидывание. Благо еще, что не попал под него.
Командир отдельной роты Дмитрий Боричевский, служащий в автоинспекции уже 18 лет, подтверждает, что подобного рода "противоборства" иногда завершаются победой легковушек.
Кстати
Редакция "РГ" выдвигает майора полиции Дмитрия Шпака на награждение премией Общественного совета при МВД России "Общественное признание".