Действие начнется с палаты петербургской Обуховской больницы, куда попадает Герман, и где, лежа на койке психиатрического отделения, среди других пациентов, врачей и медсестер, он будет размышлять о том, что же привело его к безумию... А вместо Летнего сада в Петербурге - традиционного участника большинства постановок "Пиковой дамы" - на сцене, возможно, вновь возникнут силуэты флорентийских садов Боболи, как напоминание, что именно в тех местах Чайковский сочинял свою великую оперу на сюжет пушкинской повести...
К "Пиковой даме" Лев Додин - легендарный драматический режиссер, художественный руководитель санкт-петербургского Малого драматического театра, первый российский обладатель высшей театральной премии "Европа-театру" - впервые обратился еще в 1998 году. Как приглашенный режиссер он поставил "Пиковую даму" на сцене Нидерландской национальной оперы. Затем в 99-м году спектакль был перенесен в Париж, в Опера де Бастиль, и имел там огромный успех. В 2012-м "Пиковая дама" была вновь возвращена на афишу театра Опера де Бастиль с приглашением звезд петербургской оперы: партию Германа в Париже исполнял ведущий солист Мариинского театра (и практически бессменный додинский Герман) Владимир Галузин. Ему же предстоит петь главную партию и в Москве, в Большом театре, - в знакомой компании с солисткой Мариинского театра Ларисой Дядьковой - Графиней, и выпускницей Берлинской высшей школы музыки Эвелиной Добрачевой в партии Лизы.
Как ожидается, московская "Пиковая дама" должна не просто повторить парижскую, а родиться заново. Это будет первый оперный спектакль Льва Додина, поставленный в России, - после его многолетнего успешного сотрудничества с ведущими оперными театрами, среди которых - Ла Скала, флорентийский Комунале, Венская государственная опера, театр Шатле...
"Мне хотелось максимально приблизиться к Александру Сергеевичу Пушкину, - рассказывал Лев Додин в интервью "РГ" перед парижской премьерой. - Чайковскому тоже хотелось приблизиться, просто иногда его отрывали условности оперы или заказ и требования Императорского театра. Но в своей основной ноте - глубоко трагической, трагическо-реалистической, реалистическо-фантастической - Чайковский абсолютно един с Пушкиным своей фантастической музыкой...
Это все-таки преддверие Шестой симфонии и великих трагических прозрений". "Мы пытаемся рассматривать это произведение как историю болезни, - пояснял режиссер парижской "Русской мысли". - Не столько клинической, сколько психологической, точнее метафизической, потому что страсть, разрывающая человека, - это страсть выиграть жизнь в один момент, одним ударом. Но это иллюзия, которая преследует всех нас и которой, мне кажется, подвержен весь мир. Никто не хочет процесса, все хотят результата. А это, к сожалению, почти всегда ведет к самоуничтожению, потому что выиграть жизнь нельзя".