Новости

27.02.2015 00:10
Рубрика: Культура

В Большом театре покажут "Пиковую даму"

Большой театр, "Пиковая дама". Режиссер - Лев Додин. Совместная постановка Парижской национальной оперы, Нидерландской оперы (Амстердам) и фестиваля "Флорентийский музыкальный май". Дирижер - Михаил Юровский. Премьера - 27 февраля, 1, 3, 5 марта.

Действие начнется с палаты петербургской Обуховской больницы, куда попадает Герман, и где, лежа на койке психиатрического отделения, среди других пациентов, врачей и медсестер, он будет размышлять о том, что же привело его к безумию... А вместо Летнего сада в Петербурге - традиционного участника большинства постановок "Пиковой дамы" - на сцене, возможно, вновь возникнут силуэты флорентийских садов Боболи, как напоминание, что именно в тех местах Чайковский сочинял свою великую оперу на сюжет пушкинской повести...

К "Пиковой даме" Лев Додин - легендарный драматический режиссер, художественный руководитель санкт-петербургского Малого драматического театра, первый российский обладатель высшей театральной премии "Европа-театру" - впервые обратился еще в 1998 году. Как приглашенный режиссер он поставил "Пиковую даму" на сцене Нидерландской национальной оперы. Затем в 99-м году спектакль был перенесен в Париж, в Опера де Бастиль, и имел там огромный успех. В 2012-м "Пиковая дама" была вновь возвращена на афишу театра Опера де Бастиль с приглашением звезд петербургской оперы: партию Германа в Париже исполнял ведущий солист Мариинского театра (и практически бессменный додинский Герман) Владимир Галузин. Ему же предстоит петь главную партию и в Москве, в Большом театре, - в знакомой компании с солисткой Мариинского театра Ларисой Дядьковой - Графиней, и выпускницей Берлинской высшей школы музыки Эвелиной Добрачевой в партии Лизы.

Как ожидается, московская "Пиковая дама" должна не просто повторить парижскую, а родиться заново. Это будет первый оперный спектакль Льва Додина, поставленный в России, - после его многолетнего успешного сотрудничества с ведущими оперными театрами, среди которых - Ла Скала, флорентийский Комунале, Венская государственная опера, театр Шатле...

"Мне хотелось максимально приблизиться к Александру Сергеевичу Пушкину, - рассказывал Лев Додин в интервью "РГ" перед парижской премьерой. - Чайковскому тоже хотелось приблизиться, просто иногда его отрывали условности оперы или заказ и требования Императорского театра. Но в своей основной ноте - глубоко трагической, трагическо-реалистической, реалистическо-фантастической - Чайковский абсолютно един с Пушкиным своей фантастической музыкой...

Это все-таки преддверие Шестой симфонии и великих трагических прозрений". "Мы пытаемся рассматривать это произведение как историю болезни, - пояснял режиссер парижской "Русской мысли". - Не столько клинической, сколько психологической, точнее метафизической, потому что страсть, разрывающая человека, - это страсть выиграть жизнь в один момент, одним ударом. Но это иллюзия, которая преследует всех нас и которой, мне кажется, подвержен весь мир. Никто не хочет процесса, все хотят результата. А это, к сожалению, почти всегда ведет к самоуничтожению, потому что выиграть жизнь нельзя".

В Москве пройдет концерт-посвящение Дмитрию Покровскому

"Жил на свете рыцарь певчий..." Посвящение Дмитрию Покровскому. Дом Актера. Большой зал. 27 февраля. 19.00.

Уже более сорока лет прошло с тех пор, как музыкант, исследователь-фольклорист Дмитрий Покровский создал свой уникальный ансамбль фольклорной песни, с которым многие годы открывал миру древнюю, языческую русскую культуру - ту, о которой в самой России (тогда СССР) практически не знали.

Он выбрал путь, не имеющий ничего общего с народно-эстрадным мейнстримом тех лет: пошел в глубь традиции и одновременно в будущее, новаторское, открыв для сцены специфическое звуковое поле фольклора, с его особыми тембрами, артикуляцией, манерой пения. И это творчество Покровского стало для широкой публики способом постижения огромного пласта русской культуры, по сути, наравне с литературными памятниками древности, как "Слово о полку Игореве", рукописные повести, хроники. Но творчество Дмитрия Покровского было актуально и в музыкальном поле ХХ века: его ансамбль исполнял партитуры Альфреда Шнитке, Родиона Щедрина, Игоря Стравинского, Владимира Мартынова, Антона Батагова, звучал в фильмах - "Отец Сергий", "Родня", "Мертвые души", "Крейцерова соната", в спектаклях Юрия Любимова, Льва Додина, Камы Гинкаса, Валерия Фокина, Михаила Левитина. И всегда во всем, что исходило от творчества и личности Дмитрия Покровского и его ансамбля, было ощущение подлинности, противостоящей любым временным идеологическим схемам. Именно поэтому вспоминать его в Доме актера решили без всякого юбилейного повода.

Инициатор вечера певица Елена Камбурова рассказала:

- Дмитрий Покровский - это совершенно уникальный тип рыцаря, который служил своему делу беззаветно, не щадя себя. Поэтому он и ушел так рано. Существует много разных мнений в понимании того, что есть русская песня. Но именно он пошел к самым истокам народной песни и фактически сберег ее для культуры. Мы решили устроить вечер памяти Дмитрия Покровского, потому что такие вечера должны быть, мы должны возвращать нашу память. Посмотрите, как в нашей стране неуютно существовать ансамблям фольклора, самому этому жанру. Вытащили вдруг "Бурановских бабушек"! Ну, и что? Это нашествие массовой культуры, которую очень точно называют "попса". Но русские песни - это наши корни, которые являются истоком всей нашей культуры. Чайковский, Мусоргский, Стравинский, другие композиторы создавали произведения, основываясь на русской песне. И, я думаю, имя Дмитрия Покровского заслуживает не просто памяти, но увековечивания, потому что он сохранил русскую песню в том виде, в котором она должна представать. И это совсем не архивная история. В вечере примут участие ансамбль Дмитрия Покровского, "Сирин", коллектив Тамары Смысловой, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Михаил Левитин, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Юрий Рост, Лев Рубинштейн, Андрей Хржановский.

На ТВ покажут документальные фильмы о легендарных музыкантах

Новые документальные фильмы "Соединенные Штаты против Джона Леннона", "Джордж Харрисон. Жизнь в материальном мире" и "Мужчина, который любил женщин. Серж Генсбур" - на канале "Россия К", 2-5 марта, 23.20.

К Международному женскому дню 8 марта телеканал "Россия К" подготовил праздничную программу - документальные и художественные фильмы, ток-шоу и музыкальные передачи с участием знаменитых женщин, театральные вечера... В программе интересно все, но остановимся подробнее лишь на премьерных документальных лентах.

Фильм "Соединенные Штаты против Джона Леннона" - о превращении британского музыканта Джона Леннона, основателя и участника группы The Beatles в одного из главных активистов антивоенного движения - режиссеры Джон Шейнфелд и Дэвид Лиф пробивали больше 10 лет. Мировая премьера состоялась в 2006 году на Венецианском кинофестивале. Картина основана на не публиковавшихся ранее материалах из личного архива вдовы Джона Леннона Йоко Оно. В нем использованы архивные интервью и записи Леннона. В фильме принимали участие один из участников Международной марксистской группы Тарик Али, журналист Карл Бернстин, американский писатель Гор Видал, правозащитница Анджела Дэвис, репортер Уолтер Кронкайт, политический деятель и кандидат в президенты США от Демократической партии (1972) Джордж Макговерн и другие. Включены фрагменты массовых молодежных демонстраций против Вьетнамской войны.

Фильм в двух частях "Джордж Харрисон. Жизнь в материальном мире" был снят прославленным американским режиссером, лауреатом премии "Оскар" Мартином Скорсезе. Это не первый опыт Скорсезе в музыкальной документалистике: в 2005 году он работал над картиной "Боб Дилан: Нет пути назад", а в 2008-м стал режиссером фильма-концерта "Да будет свет. Rolling Stones". В работе над картиной Мартину Скорсезе помогала вдова музыканта Оливия Харрисон. В фильм вошли ранее не публиковавшиеся фотографии, домашние видеозаписи, несколько прижизненных интервью Джорджа Харрисона.

Включены воспоминания друзей, связанные с Полом Маккартни, Ринго Старром, Йоко Оно, Эриком Клэптоном, Терри Гиллиамом, Филом Спектором, Эриком Айдлом, кришнаитским гуру Мукундой Госвами и другими. Мировая премьера этого фильма состоялась 2 сентября 2011 года на кинофестивале Telluride Film в США. Российский показ - на 34-м ММКФ в рамках документальной программы "Свободная мысль".

В фильме "Мужчина, который любил женщин. Серж Генсбур" о французском поэте и композиторе решили рассказать женщины, окружавшие Генсбура в разные годы его жизни. Они делятся своими воспоминаниями и откровенными мыслями о нем. Это в первую очередь история о трех красавицах - Брижит Бардо, Джейн Биркин и Бамбу, сыгравших в жизни Генсбура особые роли.

В картину вошли закадровые интервью Жюльетт Греко, Джейн Биркин, Ванессы Паради, Франсуазы Арди, дочери - Шарлотты Генсбур, Франс Галль и других. Включены фрагменты выступлений Сержа Генсбура, клипов на его песни, интервью музыканта разных лет.

Вышла в свет дебютная повесть Тамты Мелашвили "Считалка"

"Считалка". Тамта Мелашвили; пер. с грузинского Александра Эбаноидзе. - М.: Самокат, 2015

Издательство: Самокат

В издательстве "Самокат" вышла новая серия "Недетские книги". Эти произведения настолько отвечают подзаголовку, что продаются запечатанными в целлофан и получили маркировку 16+ и 18+. Книги адресованы подросткам, но и не только. Разве у литературы есть возраст? Самые невинные детские книжки порой содержат вполне "взрослый" подтекст, и мало ли какие дебри им могут открыться (вспомните хотя бы "Незнайку на Луне", учебник по основам рыночных отношений между людьми). Скорее делить произведения стоило бы на достойные и не достойные внимания. Эти книжки - как раз из "достойных". Возрастную маркировку они заслужили, так как повороты сюжетов в них бывают весьма жесткие, да и нецензурная лексика проскальзывает. Но как без нее, когда разговор, к примеру, о войне?

Дебютная повесть "Считалка"  молодой грузинской писательницы Тамты Мелашвили вышла как раз в этой серии. Суть ее - протест против любой войны, будь она в Грузии или где угодно. В Сирии, Афганистане или на Украине. Книга удостоена немецкой литературной премии в категории молодежной книги и Грузинской литературной премии SABA.

Повесть о войне, но без войны. История двух тринадцатилетних подружек - Ниццо и Кетеван, которую все зовут Кнопкой. Девочки с именами святых, наиболее почитаемых в грузинской церкви: св. равноапостольной Нины Каппадокийской и св. великомученицы Кетеваны, царицы кахетинской. Они живут в деревне, оказавшейся в эпицентре затянувшегося военного конфликта. Они все ждут, когда откроется коридор, а он все не открывается. В деревне давно не осталось мужчин - все ушли на фронт. Живут, а точнее выживают, как могут, одни старики, женщины да дети. В книжке не прозвучит ни единого выстрела. Война здесь - фон. Фон для страшной жизни людей, невольно оказавшихся ее заложниками.

Кто-то продолжает жить по совести, кто-то не в силах преодолеть в себе злых искушений. Кто-то за это осуждает, а кто-то не обращает внимания. Такой образ войны - медленно и беспощадно уничтожающей людей и человеческое в людях - едва ли не страшнее и сильнее, чем репортаж с поля боя. Эта война заставляет детей взрослеть за считаные дни. Женщин - сходить с ума от "похоронок". Гражданская война выжигает все - и природу, и души.

Во что в самый страшный и ответственный момент может поверить ребенок? А вот во что: "Я ведь как птичка, я ведь маленькая, я птичка в небе, жаворонок...". А как заклинание, что все будет хорошо, бессчетное количество раз повторять самую простую детскую считалочку: "Сойка-зяблик-перепелка, дятел-жаворонок-пчелка... Энки-бенки-сикли-са, энки-бенки-да, кто замешкался, ушел на-всег-да..."

Сколько бы книг о войне ни писали, сколько бы фильмов ни снимали, самые тревожные те, что открывают войну глазами детей, рассказывают об их судьбах. Учатся ли чему-нибудь люди из поколения в поколение?

Тут вспоминаются строчки из одной известной песни: "Война бывает детская, до первого убитого. Потом не склеишь целого из вдребезги разбитого. Потом не склеишь целого из вдребезги разбитого. Душа, брат, не оправится, исключена гармония..."

Другие книги серии:

"Куклоиды". Евгения Мальчуженко. 16+

"Прощай, Берлин!" Вольфганг Херндорф. 18+

"Oh, boy!" Мари-Од Мюрай. 16+

Культура Театр Музыкальный театр Театр с Ириной Корнеевой Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники