26.02.2015 23:38
    Поделиться

    В российский прокат выходит фильм "Вселенная Стивена Хокинга"

    В прокате фильм об истории любви гениального физика
    В прокат выходит "Вселенная Стивена Хокинга", или Theory of everything - история любви гениального физика, прикованного к инвалидному креслу, и его жены, Джейн Уайлд. В основе сценария - автобиография Уайлд "Путешествие в бесконечность: моя жизнь со Стивеном", которая охватывает 25-летнюю историю их отношений.

    Потенциально успешная и очень оскаровская история (неслучайно фильм был представлен в пяти номинациях Оскара-2015) трагической и красивой любви великого ученого имела тернистый путь к зрителю. Сначала сценарист Энтони Маккартен несколько раз переписывал сценарий прежде чем с ним решилась работать продюсер Лиза Брюс, затем еще несколько лет ушло на то, чтобы получить права на экранизацию с благословением Стивена и Джейн, и только после этого продюсеры приступили к поискам режиссера, которым в итоге стал Джеймс Марш.

    Действие фильма начинается в Кембридже 60-х годов. Джейн - студентка художественного факультета, скромная и религиозная девушка, любительница средневековой поэзии, Стивен - студент-космолог, рассеянный и неряшливый, в больших очках и безразмерных пиджаках с оторванными пуговицами. Хокинг полон жизненных сил и оптимизма, он самый одаренный студент курса, которого зовут на встречи с величайшими учеными современности и доверяют ключи от легендарной лаборатории Кэвендиш, где впервые был разделен атом.

    Наука отходит на второй план, когда он встречает Джейн. Студенты одного из лучших университетов счастливы и влюблены - все дороги открыты, и вся жизнь впереди, но вдруг мир рушится в одночасье: Хокинг узнает, что тяжело болен. Врачи диагностируют боковой амиотрафический склероз - болезнь, которая поражает все конечности и приводит к полному параличу: "Твой мозг не пострадает, будешь думать как раньше. Но только никто не узнает - о чём", - слышит 21-летний Стивен. Врачи отводят ему от силы два года жизни.

    Художественной правды картине критически не хватает

    Перед вручением "Оскара" многие критики сходились во мнении - едва ли что-то помешает молодому актеру Эдди Редмэйну, исполнителю роли Хокинга, получить приз за главную мужскую роль. Его работа над ролью началась задолго до съемок, и включала как физическую, так и психологическую подготовку. Задача стояла серьезная - показать человека, менявшегося в течение 25 лет от беззаботного и здорового юноши до зрелого мужчины, которому с трудом удается пользоваться всего несколькими лицевыми мышцами и пальцами одной руки. Сам Редмэйн говорит, что сценарий "Вселенной" - самое воодушевляющее произведение из всех, что ему довелось прочитать, а у самого Хокинга -  характер рок-звезды. После месяцев упражнений актер научился контролировать свою мимику таким образом, чтобы исключать из нее целые группы лицевых мышц. Логопед и хореограф перед каждой сценой объясняли актеру, в какой степени в каждой конкретной сцене парализован герой, чтобы движения точно соответствовали тем, что описаны в сценарии. Перед Редмэйном был график, в котором по дням съемочного процесса были расписаны стадии болезни моторных нейронов, в соответствии с ним выбирались ракурс съемки и освещение.

    "Теория всего" - несомненно, бенефис оскаровского призера Редмэйна, но при этом сам фильм - не жизнеописание Хокинга. С развитием сюжета фокус неуклонно смещается в сторону его жены Джейн, ее борьбы между страстью, личными амбициями и долгом, что неудивительно, учитывая, что сценарий основан на ее автобиографии. На первый план в фильме выходит классический любовный треугольник - Хокинг, уже парализованный, его жена, задавленная бытом, но из последних сил старающаяся быть хорошей женой и матерью, и овдовевший хормейстер Джонатан, с которым Джейн знакомится в церкви.

    И этот треугольник - самое слабое место в картине. Отношения героев выглядят чрезмерно залакированными, глянцевыми. Жена в исполнении красавицы Фелисити Джонс, несмотря ни на что, сохраняет верность мужу, неотразимый добряк с исключительно благородными намерениями Джонатан, безвозмездно помогает ее семье, но, понимая, что неизбежно влюбляется в Джейн, старается отдалиться. Сам Хокинг - подлинный джентльмен, пытающийся войти в положение и жены, и Джонатана. Совершенно фантастические отношения, которые, быть может, возможны в реальной жизни, но в кадре выглядят совершенно неправдоподобно, особенно если держать в голове, что соавтором сценария значится лицо напрямую заинтересованное - сама Джейн, а окончательный сценарий долго заверялся ей и Хокингом.

    При этом фильм смотрится на одном дыхании - от красивой картинки не оторваться, и жизненная энергия Хокинга, доброе обаяние фильма буквально захлестывают, не дают оторваться, но все же от ощущения, что перед тобой не искусство, а на высочайшем профессиональном технологическом уровне сделанное пособие о том, как никогда не сдаваться и сохранять жизнелюбие вопреки трудностям ближе к концу становится все сильнее. "Пока есть жизнь, есть надежда", - произносит перед титрами главный герой. Надежда - это, конечно, немаловажно, но вот художественной правды картине критически не хватает.

    Несколько вопросов режиссеру

    Стивен и Джейн присутствовали на съемочной площадке?

    Джеймс Марш: Они развелись, как вы знаете, так что мне пришлось пойти к ним по отдельности. Мне нравилась женская точка зрения, которая сильна сама по себе, и важна в этой истории. И потом - это же мемуары Джейн. Я встречался с ней, и провел некоторое время с Джейн в Кембридже, пытаясь посмотреть на все ее глазами. К Стивену Хокингу я пришел гораздо позже, испрашивая благословения для продолжения работы над фильмом. Он дал нам его, но без особого энтузиазма. Он не возражал, но и не светился радостью. Не было такого: "Как здорово, что вы делаете фильм о моей личной жизни и моем браке”. Но он был согласен со сценарием и однажды решил приехать к нам на съемки ночью…

    Как это было?

    Джеймс Марш: Джейн также была у нас на площадке, но в другое время. А когда прибыл Стивен, то это было похоже на то, как космический корабль идет на посадку. С ним было четыре или пять человек, и огни его инвалидной коляски светились как-то загадочно. Этого момента было довольно для Эдди. Но я чувствую сейчас, что это было как вызов, как испытание, через которое они оба прошли. Еще думаю, что Стивену нравилось быть там. Когда мы уже подходили к концу производства, находились в процессе редактирования, то показали ему фильм. Это был очень волнующий момент. Было трудно различить, нравится ему это или нет. Но я чувствовал, что получил некоторое его одобрение. По его собственным словам: "То, что я видел в вашем фильме, было в целом верно". И наконец, он предложил нам свой голос в финальной части фильма. От этого финал стал только лучше.

    Подготовила Сусанна Альперина

    Поделиться