В Крымске многодетная семья поселилась в бывшем курятнике

Настоящая драма разворачивается в центре Крымска. Здесь двое взрослых и четверо их детей третий год обитают на территории бывшего инкубатора птицефабрики, приобретенного на торгах для развития бизнеса. Участок, на котором планировали строительство дома, смыло наводнением вместе с материалами, а бизнес-план остался на бумаге.

Купили инкубатор

В письме - четыре страницы плотного компьютерного текста. Вот его суть.

Богдан Корытко вместе с супругой Викторией занимались производством вафельных коржей для тортов. Продукт был востребованный, и со временем решили расширить дело. Когда искали помещение для цеха, узнали о торгах, предметом которых был имущественный комплекс птицефабрики "Крымская". Недвижимость располагалась за пределами города, на окраине и в центральной части Крымска. Корытко заинтересовало здание инкубатория и прилегающие к нему строения по улице Комсомольской, 61. Оплатил задаток в 30 тысяч рублей (при сумме сделки в 3 050 000 рублей). Оформил заявку, выиграл торги и 23 декабря 2011 года подписал с конкурсным управляющим обанкротившегося предприятия договор купли-продажи.

Только после этого смогли осмотреть покупку. И ужаснулись: горы мусора, следы пожара, часть имущества отсутствовала. Попросил управляющего привезти документацию. Тот ответил, что документов нет: инкубаторий 15 лет находится в бесхозном состоянии. И, по словам Корытко, отказался подписывать акт приема-передачи недвижимого имущества. Тогда Богдан обратился в Крымскую торгово-промышленную палату, где сделали оценку объекта, составили акт приема-передачи и известили управляющего о времени и месте встречи. Однако он на нее не явился.

А Богдан, осмотревшись, понял, что не все так страшно: стены крепкие, можно навести порядок. С друзьями отремонтировал одно из помещений и перевез семью со съемной квартиры. Власти выделили в аренду участок, где хотели построить дом. Закупили материалы, провели коммуникации, но все снесло июльским потопом 2012 года. А тут еще и арбитражный суд, куда предприниматель обратился с целью понудить конкурсного управляющего подготовить документы, отказал в иске на том основании, что он сам не исполнил условия договора и, помимо задатка, больше ничего не заплатил.

Причем параллельно в суде общей юрисдикции Крымска было признано право собственности на инкубаторий за пенсионером, оплатившим заявленную на торгах сумму. О существовании конкурента Корытко узнал, когда сначала явился участковый, а затем приставы с требованием освободить чужую собственность. С тех пор семья держит оборону.

Жизнь в курятнике

В Крымск корреспонденты "РГ" приехали вместе с сотрудником аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Натальей Одинцовой. Быстро находим адрес - практически центр города: 25 соток, на которых разводили цыплят, отгорожены забором. За ним - солидные особняки.

- Уверен, участок приобретен для перепродажи под застройку, - считает Богдан. - Это мы покупали для развития бизнеса, а живем вынужденно, чтобы не дать все под бульдозер пустить. Однажды с детьми на море уехали, возвращаемся, а уже техники полно. Собак недавно кто-то отравил...

Входим в помещение, которое, похоже, было конторой. В одной из комнат оборудовали кухню, в другой - детскую, в третьей - спальню. Выглядит, правда, неказисто: потолки и стены хранят следы пожарища.

- Здесь ничего не было, а крыша протекала, - поясняет Богдан. - Ее перекрыли, окна и двери поставили. Капремонт требует больших затрат, приступим, если докажем право на недвижимость.

"У нас многодетных считают убогими, а мы ни у кого милостыню просить не хотим"

Поразительно, но он не теряет надежды, что это удастся сделать, и с азартом рассказывает, как обустроит цех по производству тарталеток и вафельных коржей. Уверяет, что деньги есть, а условия договора не выполнил из-за отсутствия документов: как можно было покупать кота в мешке.

У Богдана и Вики четыре дочери, а три месяца назад мама сообщила, что ждет малыша.

- Я сам из многодетной семьи, - добавляет собеседник. - Родители в селе Киевском живут, мы у них прописаны, но жить там негде. Надеялись как молодая семья получить жилье, но когда по 30 лет исполнилось, вышли из очереди. Решили, что сами заработаем и на жилье, и на образование для детей. У нас почему-то многодетных считают чуть ли не убогими, а мы ни у кого милостыню просить не хотим. В лепешку разобьюсь, но детям обязательно дам образование. Посмотрите, какие они у нас замечательные!

И действительно, сестрички Корытко - просто умницы, красавицы, рукодельницы. Алиса занимается верховой ездой, готовится поступать в университет физической культуры. Работает в конноспортивной школе, занимается с подростками. Дети сыты, хорошо одеты, здоровы и, по утверждению педагогов, прекрасно воспитанны. Проблема лишь в том, что все живут на птичьих правах в чужой собственности.

Многодетный отец пытался убедить многочисленных проверяющих в том, что в отношении него совершено мошенничество. По поручению краевого надзорного ведомства проверку проводила Крымская межрайонная прокуратура.

Проверили - мин нет

На столе у прокурора Алексея Ярошенко несколько папок с собранными документами. Их анализ подтверждает, что у Корытко нет никаких прав на занимаемую недвижимость: в установленный законом срок он не оплатил покупку - в течение 30 дней с момента подписания договора купли-продажи. По условиям договора покупатель имеет право осмотреть имущество и при обнаружении недостатков требовать немедленного их устранения за счет продавца.

Сделав это, Богдан Корытко. "пришел к выводу, что состояние недвижимого имущества не соответствует цене, согласованной в договоре купли-продажи", и обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ГУП КК "Птицефабрика "Крымская" в лице конкурсного управляющего о "соразмерном уменьшении покупной цены имущества и об обязании ответчика подписать передаточный акт".

Еще 16 августа 2012 года решением арбитражного суда ему было отказано в удовлетворении иска. Суд счел обоснованным встречное исковое требование продавца о расторжении договора купли-продажи.

Но тут выясняется еще одна деталь. Оказывается, что уже в апреле 2012 года спорное имущество было повторно вынесено на торги, по результатам которых конкурсный управляющий подписал договор купли-продажи между юридическим и физическим лицом, после чего покупатель обратился в Крымский районный суд о признании сделки купли-продажи действительной и регистрации перехода к нему права собственности, а затем с иском к Корытко - о выселении его из нежилого помещения.

Решением от 20 августа 2012 года суд удовлетворил исковое заявление. Законность действий конкурсного управляющего проверяют сейчас следственные органы. Как сообщили из краевого управления СКР, обращение Уполномоченного по правам ребенка по этому поводу передано в органы полиции.

- Предприниматель Корытко с семьей проживает в помещении, не предназначенном для жилья, при отсутствии водоснабжения, отопления и канализации, и принадлежащем другому собственнику, - пояснил Крымский межрайонный прокурор Алексей Ярошенко. - Многодетной семье необходимо безотлагательно обратиться в районную администрацию с заявлением о постановке на учет для получения социального жилья. Мерами прокурорского реагирования перед органами профилактики поставлена задача обеспечения реализации прав несовершеннолетних детей.

...А на 26 февраля в Крымском районном суде назначено заседание по заявлению Богдана Корытко, который просит не выселять его на улицу в студеную зиму.

Мнение

Зоя Козлова, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае:

- Ситуация, сложившаяся в семье Богдана Корытко, непростая. Правоохранительные органы продолжают проверку законности действий конкурсного управляющего обанкротившегося предприятия. Но в любом случае нельзя подвергать детей опасности . Семья не должна селиться с ними в нежилом помещении. К сожалению, к Уполномоченному нередко обращаются родители (законные представители) с просьбой разрешить ту или иную ситуацию, связанную с недвижимостью. Однако при изучении материалов по некоторым обращениям становится понятно, что нарушение прав детей является следствием необдуманных действий самих родителей: оформление кредитов под залог жилого помещения, в котором проживают дети, сделок по отчуждению имущества. Хочу обратить внимание на то, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Именно поэтому они должны стараться уберечь детей от негативных последствий принимаемых решений. Безусловно, ситуации, при которых несовершеннолетние становятся своего рода "щитом" в борьбе взрослых за свои интересы, недопустимы.